Как справиться с кризисом 7 лет

16.08.2023

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как справиться с кризисом 7 лет, какую информацию почитать, как наладить отношения, избавиться от стычек? 


Моя мама отлично с ней общается, везде ведёт себя хорошо, но дома же чувствует свободно, и начинаются истерики, ругань, по-другому себя ведёт. И прямо отвечает: "Ну это же дом, я не хочу, чтобы другие плохо обо мне думали, я боюсь их, а дома нет, и могу делать что хочу".

Как не злиться, контролировать свои эмоции. Начала сильно грубить, переговариваться и т д. Какие книги почитать, как наладить контакт и не стать злой мачехой? Я ее очень сильно люблю и не хочу потерять. 

Я ее приёмная мама, она племянница моего супруга и третий год у нас под опекой, как умерла от рака ее мать. С младенчества нянчились с ней, она знает все про свою маму, была работа психолога. Она очень умная и талантливая девочка, идёт в 1 класс, помощница хорошая, но иногда очень обидчивая и ранимая, боится сильно, и, бывает, ей никто ничего не делает, только говорит, а она уже воспринимает в штыки и сжимается, словно ее бить собрались, хотя все ее очень любят. Не любит, когда ее учат и что-либо говорят, какие-то ошибки или советы.

Как нам быть хорошими родителями? Я педагог, и боюсь, что и дома тоже не снимаю свою должность. Помогите нам, пожалуйста, советами. Спасибо.


Здравствуйте!

Если говорить прицельно о кризисе семи лет, его характерными чертами являются:

- Потеря непосредственности. То есть между желанием что-то сделать и действием появляется место для чувств, оценки своего действия со стороны ребёнка.

Это может выражаться в разном поведении дома и в обществе: в одном месте приемлем один способ выражать себя, в другом – другой. У детей в этот момент может появиться некоторая искусственность, нарочитость в поведении.

- Изменение самооценки: она становится мотивированной. Ребёнок начинает лучше понимать свои сильные стороны и зоны роста.

- Раскрывается эмоциональный мир: поступки, взгляды, ситуации общения становятся окрашены переживаниями и смыслами, которые ребёнок осознаёт.

Плюс, к этому можно добавить внешние проявления, которые характерны практически для любого кризиса: частые оспаривания требований взрослых и пререкания, непослушание, упрямство, тяга к самостоятельности. К внешним признакам кризиса семи лет также относится наличие «паузы» (когда ребёнок словно не слышит, что вы ему говорите), повышенное внимание к своей внешности, «взрослое» поведение (например, в виде рассуждений о делах, как это делают взрослые в семье).

Частично то, что вы описываете, подходит под признаки кризиса. Главная задача взрослых в такие моменты – понять, в какой внутренней ситуации находится ребёнок, помочь ему пережить кризис, чтобы вынести из него ценность. Например:

1. Поддерживать самостоятельность ребёнка (в разумных пределах).

2. С уважением относиться ко внутренней жизни ребёнка (не заставлять рассказывать секреты, позволять строить отношения с другими людьми: друзьями, тренерами, учителями).

3. Обращать внимание на чувства ребёнка, его точку зрения.

Учитывая, что именно сейчас ваша девочка начинает обращаться к себе, ваш интерес к её внутреннему миру здесь точно будет полезен. Можно спрашивать её мнение, чувства (по поводу того, что происходит в её жизни), уважать их и принимать всерьёз.

4. Сохранять границы.

Каким бы непростым ни был кризис, он не должен разрушать главные правила, по котором живёт семья. Например, отсутствие физического и эмоционального насилия по отношению друг к другу. Если вы разговариваете с ребёнком в уважительном ключе, то можете обращать её внимание на это. Или использовать договорённости: «Я вижу, что ты сейчас злишься. Но оскорблять меня нельзя. Скажи, на что ты злишься, что хочешь, будем учиться договариваться. В нашей семье не принято оскорблять друг друга, это правило для всех».

Плюс, обратите внимание ещё на несколько моментов:

1. Почему ваша девочка боится перечить другим людям за пределами семьи.

Дети могут быть недовольными и вне семьи, могут высказывать свои мысли, эмоции, это нормально. Люди, которые молчат «на людях» и со всем соглашаются, имеют больше рисков для здоровья, чаще чувствуют себя несчастными, им сложно защитить себя и отстоять свою правоту.

К тому же, если ваша девочка копит раздражение за пределами дома, то именно в безопасной среде, рядом с вами она и будет его выражать. Так вы можете «получать» от неё двойную дозу неудобного поведения: предназначенную и вам, и людям, которым она ничего сказать не смогла.

Важно обговорить этот момент с ребёнком. Защищать свои границы, отстаивать себя (не через хамство или оскорбления, а с уважением к другому человеку, однако опираясь на себя) – это навык. Его можно вырабатывать как с помощью непосредственного опыта (общения дома), так и через примеры: из книг, кино, мультфильмов, историй, вашей собственной жизни.

Я бы очень внимательно поисследовало представления девочки о том, что о ней могут плохо подумать другие люди, её страхи в этом контексте. Потому что другие люди могут думать о нас всё, что угодно, это не должно иметь слишком большое влияние на жизнь. А страх здесь как будто говорит о наличии угрозы за какое-то более свободное поведение в обществе.

2. Как сейчас складываются отношения в семье.

Достаточно ли тепла, принятия, участия в своей жизни есть у девочки. И вместе с тем, хорошо ли выстроены границы (что можно, а что нельзя), понимает ли ребёнок последствия нарушения этих границ, всегда ли эти последствия приходят (в своих словах и обещаниях взрослым желательно быть последовательными).

Атмосфера общения между другими членами семьи также влияет на эмоциональное состояние ребёнка. Поэтому важно посмотреть и в эту сторону.

3. Как ваша роль педагога сказывается на отношениях внутри семьи.

Вы пишете, что, возможно, и дома не снимаете с себя профессиональную позицию.

И здесь, с одной стороны, у меня появляется сочувствие. Потому что здорово, если дома мы можем расслабляться, быть собой, не играть никакие другие роли, кроме родительской, женской. Иначе есть риск прийти к выгоранию.

А с другой, если порой вы замечаете, что и дома чаще выполняете «обучающую функцию» для домашних, это может вызывать в них естественный протест, желание сопротивляться. Потому что близкие точно хотят видеть в вас Вас: женщину, маму, жену, родственницу, человека.

Вы можете найти множество статей о воспитании детей, установлении границ, налаживании отношений на нашем Портале. Это кладезь полезной и адекватной информации. Уверена, материалы нашего сайта будут вам в помощь.

Например, можно начать с этих:

Календарь развития ребенка: кризис 7 лет

Почему дети испытывают нас на прочность?

Почему дети не слушаются

Как реагировать на грубость ребенка

Как правильно критиковать ребенка

Желаю вам сил и удачи! Всего доброго.

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад