Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как справиться с кризисом 7 лет, какую информацию почитать, как наладить отношения, избавиться от стычек?
Здравствуйте!
Если говорить прицельно о кризисе семи лет, его характерными чертами являются:
- Потеря непосредственности. То есть между желанием что-то сделать и действием появляется место для чувств, оценки своего действия со стороны ребёнка.
Это может выражаться в разном поведении дома и в обществе: в одном месте приемлем один способ выражать себя, в другом – другой. У детей в этот момент может появиться некоторая искусственность, нарочитость в поведении.
- Изменение самооценки: она становится мотивированной. Ребёнок начинает лучше понимать свои сильные стороны и зоны роста.
- Раскрывается эмоциональный мир: поступки, взгляды, ситуации общения становятся окрашены переживаниями и смыслами, которые ребёнок осознаёт.
Плюс, к этому можно добавить внешние проявления, которые характерны практически для любого кризиса: частые оспаривания требований взрослых и пререкания, непослушание, упрямство, тяга к самостоятельности. К внешним признакам кризиса семи лет также относится наличие «паузы» (когда ребёнок словно не слышит, что вы ему говорите), повышенное внимание к своей внешности, «взрослое» поведение (например, в виде рассуждений о делах, как это делают взрослые в семье).
Частично то, что вы описываете, подходит под признаки кризиса. Главная задача взрослых в такие моменты – понять, в какой внутренней ситуации находится ребёнок, помочь ему пережить кризис, чтобы вынести из него ценность. Например:
1. Поддерживать самостоятельность ребёнка (в разумных пределах).
2. С уважением относиться ко внутренней жизни ребёнка (не заставлять рассказывать секреты, позволять строить отношения с другими людьми: друзьями, тренерами, учителями).
3. Обращать внимание на чувства ребёнка, его точку зрения.
Учитывая, что именно сейчас ваша девочка начинает обращаться к себе, ваш интерес к её внутреннему миру здесь точно будет полезен. Можно спрашивать её мнение, чувства (по поводу того, что происходит в её жизни), уважать их и принимать всерьёз.
4. Сохранять границы.
Каким бы непростым ни был кризис, он не должен разрушать главные правила, по котором живёт семья. Например, отсутствие физического и эмоционального насилия по отношению друг к другу. Если вы разговариваете с ребёнком в уважительном ключе, то можете обращать её внимание на это. Или использовать договорённости: «Я вижу, что ты сейчас злишься. Но оскорблять меня нельзя. Скажи, на что ты злишься, что хочешь, будем учиться договариваться. В нашей семье не принято оскорблять друг друга, это правило для всех».
Плюс, обратите внимание ещё на несколько моментов:
1. Почему ваша девочка боится перечить другим людям за пределами семьи.
Дети могут быть недовольными и вне семьи, могут высказывать свои мысли, эмоции, это нормально. Люди, которые молчат «на людях» и со всем соглашаются, имеют больше рисков для здоровья, чаще чувствуют себя несчастными, им сложно защитить себя и отстоять свою правоту.
К тому же, если ваша девочка копит раздражение за пределами дома, то именно в безопасной среде, рядом с вами она и будет его выражать. Так вы можете «получать» от неё двойную дозу неудобного поведения: предназначенную и вам, и людям, которым она ничего сказать не смогла.
Важно обговорить этот момент с ребёнком. Защищать свои границы, отстаивать себя (не через хамство или оскорбления, а с уважением к другому человеку, однако опираясь на себя) – это навык. Его можно вырабатывать как с помощью непосредственного опыта (общения дома), так и через примеры: из книг, кино, мультфильмов, историй, вашей собственной жизни.
Я бы очень внимательно поисследовало представления девочки о том, что о ней могут плохо подумать другие люди, её страхи в этом контексте. Потому что другие люди могут думать о нас всё, что угодно, это не должно иметь слишком большое влияние на жизнь. А страх здесь как будто говорит о наличии угрозы за какое-то более свободное поведение в обществе.
2. Как сейчас складываются отношения в семье.
Достаточно ли тепла, принятия, участия в своей жизни есть у девочки. И вместе с тем, хорошо ли выстроены границы (что можно, а что нельзя), понимает ли ребёнок последствия нарушения этих границ, всегда ли эти последствия приходят (в своих словах и обещаниях взрослым желательно быть последовательными).
Атмосфера общения между другими членами семьи также влияет на эмоциональное состояние ребёнка. Поэтому важно посмотреть и в эту сторону.
3. Как ваша роль педагога сказывается на отношениях внутри семьи.
Вы пишете, что, возможно, и дома не снимаете с себя профессиональную позицию.
И здесь, с одной стороны, у меня появляется сочувствие. Потому что здорово, если дома мы можем расслабляться, быть собой, не играть никакие другие роли, кроме родительской, женской. Иначе есть риск прийти к выгоранию.
А с другой, если порой вы замечаете, что и дома чаще выполняете «обучающую функцию» для домашних, это может вызывать в них естественный протест, желание сопротивляться. Потому что близкие точно хотят видеть в вас Вас: женщину, маму, жену, родственницу, человека.
Вы можете найти множество статей о воспитании детей, установлении границ, налаживании отношений на нашем Портале. Это кладезь полезной и адекватной информации. Уверена, материалы нашего сайта будут вам в помощь.
Например, можно начать с этих:
Календарь развития ребенка: кризис 7 лет
Почему дети испытывают нас на прочность?
Как реагировать на грубость ребенка
Как правильно критиковать ребенка
Желаю вам сил и удачи! Всего доброго.
Психолог Портала «Я – родитель»