Добрый день. Мне очень нужна ваша помощь. Моему сыну 10 лет, я одна его воспитывала. Мальчик очень смышлёный и воспитанный. Две недели назад мой отец забрал его и они уехали на курорт. Спустя две недели, вчера они прилетели и, проведя целый день вместе, обычно, как всегда, мы легли спать. Тут я заметила, что ребёнок беспрерывно начал повторять какое-то слово. Я сделала ему замечание: "Сыночек, почему ты так много это повторяешь?" Он ответил мне: "Мамочка, я не могу перестать этого делать, и ещё мне хочется грызть ногти, кричать и бить кого-то". Я задала ему вопрос: "Почему, жизенька моя? У тебя такого никогда ведь не было". Он мне ответил: "Мам, меня там унижали всегда, ставили в пример, что вот те-то или те-то дети, посмотри, как у них всё лучше получается, чем у тебя". Я поняла одно: ему занизили самооценку, и ещё он мне сказал почему-то: "Мама, у меня все краски, как в 1986 году - всё серо. И ещё, мамочка, только не обижайся, и тебя я немного меньше начал любить". И стал громко плакать. Я сама заплакала, услышав эти слова. Пожалуйста помогите мне, чем я могу помочь своему сыночку?
То, что сейчас происходит с вашим сыном, в каком-то смысле похоже на роды. Только теперь, отпуская его во внешний мир, вы рождаете его как самостоятельную личность. Подросткам необходимо оторваться от родителей, чтобы впоследствии стать взрослыми и вести полноценную жизнь. Это - то чувство, которое так взволновало вашего сына, и он даже не смог его пока осознать: ему показалось, что он стал вас меньше любить. Конечно же, это не так. Просто он учится любить вас по-другому: не как маленький мальчик, во всем зависящий от матери, видящий мир ее глазами, а как самостоятельная личность, для которой первостепенное значение имеет отношение со сверстниками. Для подростка самое важное - то, как его видят ровесники, поскольку именно общение с ними является основной задачей развития. И только полноценно реализовав ее, он сможет двинуться в своем развитии дальше. Поэтому задача родителей тут - максимальная помощь ребенку в адаптации в кругу сверстников, психологическая поддержка и сопровождение этого процесса, заключающаяся, в первую очередь, в понимании важности всего того, что происходит в этом общении у ребенка, признание его потребностей, объяснении изменений, происходящих с его телом, настроением, вкусами, предпочтением. Подросткам не всегда это понятно, может пугать и огорчать. В этом возрасте они могут быть очень чувствительны и уязвимы. Помогите ребенку утвердиться в том, в чем он чувствует свою успешность. Составьте с ним список его навыков и умений - что-то похожее на резюме при приеме на работу. Это очень повышает самооценку. Важны любые навыки, успехи в учебе, черты характера. Даже если он отлично моет тарелку и вежлив с грубиянами - это может быть очень важными качественными характеристиками. Выпишите их в столбик, потом предложите сыну пронумеровать их по мере важности для него: что он ценит в себе в первую очередь, во вторую, в третью, и так далее. Потом вы можете дать ему свой отклик, указав те качества, умения и навыки, что сын не отметил, и поддержав те, что он отметил в своем списке. Главное - это должен быть его список, то, что он сам в себе увидел и отметил как важное и ценное в себе. Если он захочет что-то внести из вашего списка о нем в свой - он может это сделать, но это не обязательно. Пусть повесит его на видное место или в какое-то свое тайное, типа дневника или шкатулки, и обращается к нему, когда чувствует себя не уверенно. Что касается работы над имиджем - даже при невысоком уровне дохода можно составить актуальный гардероб. Для подростка важно это также делать самим, без навязанных нами мнений. Он может придти в секонд-хэнд, к примеру, и составить для себя актуальный гардероб, который ему будет нравиться и даст ему возможность чувствовать себя уверенно. Пусть это будет немного вещей, но выбранных именно им самим.
Психолог Портала «Я – родитель»