Ребенок становиться грустным, расстроенным после разговоров с отцом

09.12.2021

Здравствуйте. Отец живёт в другой стране, ребенка не видел почти три года. Общение происходит по телефону и видеосвязи. Он требует от нее, чтобы она ему звонила, если она не звонит, при следующем разговоре он начинает ругать ее, обижается, говорит, почему ты маме рассказываешь все. Ребенок становиться грустным, расстроенным, обещает звонить, но как ребенок заигрывается и забывает. И опять высказывания со стороны отца, что она про него забывает, и обиды, и злость выплескивает на нее. Я с ним говорила неоднократно, что если с ребенком говорить на позитиве, то она сама будет тянутся к нему и звонить, но он не понимает. Не знаю, что делать. Запрещать тоже не хочу, отец все же, но и на ребенка не могу смотреть, когда она мне говорит, только ничего ему не говори, пожалуйста, он ещё сильнее меня будет ругать. Как поступить? Посоветуйте, пожалуйста.


Здравствуйте. 
Слышу, что отец ребёнка не справляется со своими чувствами и стремится переложить за это ответственность на ребёнка. Девочка чувствует высокую ценность отношений и поэтому старается принять на себя, но не справляется и идёт с этим к вам. Но и вы не готовы разделить эту ношу. И тогда я вижу два пути развития: возвращать неподъемный груз своему хозяину и/или наращивать свою "грузоподъемность".

Как это сделать физически?
Учиться фильтровать свои чувства от чужих и прямо проговаривать: "Мне очень тяжело от твоих ожиданий. Сочувствую тебе. Но я не должна им соответствовать". Или: "Когда ты так говоришь, я чувствую стыд за свой поступок. Как будто я не должна была делиться своими переживаниями. Но это мои чувства и я имею право обходиться с ними так, как считаю нужным". 

И тогда здесь важно развивать эмоциональный интеллект свой собственный и ребёнка. Чтобы вы точно могли определить, что с вами происходит и как с этим можно обойтись. У вас у каждой в арсенале должно быть как минимум по три способа справиться к каждой эмоцией, которую вы чувствуете. Это задача непростая, но выполнимая. И проще всего достичь её в команде с психологом. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале: Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Обратите внимание, что я рекомендую заниматься не только девочке, но и вам самой. Прежде всего это обусловлено высокой эффективностью (ведь у ребёнка это поведение становится нормой жизни, а не теоретическими знаниями). Кроме того, важно понимать, что психика зреет до 14 лет. И некоторые моменты (в плане чувств) ребенку тяжело даются в силу физиологических особенностей. И тогда важно уметь поддерживать и сочувствовать. Не стараться оградить, решить проблему, отвлечь, научить и так далее. А посочувствовать: где-то помолчать, не брать на себя инициативу, оставаясь рядом и вместе. Но это возможно только если вы сами умеете проживать свою собственную грусть, безысходность, печаль, тоску, разочарование и т.д.

А пока прошу вас учиться присутствовать бездействуя. И из слов употреблять только: "Мне жаль, понимаю, слышу, вижу, мне тоже очень...,например, грустно (или другое свое чувство)". И все.

И второе: учитесь задавать открытые вопросы про состояние ребёнка без оценок. Например, не "тебе же плохо после каждого его звонка", а "что ты чувствуешь?". Такие вопросы позволят ребёнка включить наблюдение за собой, а значит и возможность выбирать, как с этим обойтись.

Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
Вернуться назад