Где найти точки соприкосновения двух дочек?

24.01.2022

Здравствуйте, дайте вектор движения, пожалуйста, в моей проблеме. У меня две дочки, старшей 12, младшей 5.5. У старшей не получается найти общий язык с младшей. Возможно, но неточно, она пытается это делать ради меня, хотя есть моменты, когда она искренне переживает за младшую.


Раньше, год назад, они играли вместе хорошо, сейчас старшая взрослеет, и ей неинтересно играть с младшей, что нормально для подростка, и я её не заставляю это делать. Только младшая очень остро и глубоко воспринимает это нежелание старшей, игры качественной не получается, младшую это ранит, а у меня душа рвётся. 

Что делать? Где найти их точки соприкосновения? Пытаюсь объяснить младшей, что её сестра уже подросток, или читаю им вместе, или готовим с ними вместе, гуляем в свободное время вместе, например.  Но как им самим нужно выстраивать отношения, не понимаю, меня очень выматывают их нелады. Учу их уважать друг друга и заботиться, но они всё равно часто ссорятся.


Здравствуйте!

С психологической точки зрения вы описываете очень нормальную, естественную ситуацию. Девочке 12-ти лет, действительно, неинтересно играть с 5-6-летним ребёнком. Даже если это её сестра.

Вы замечаете взросления своей старшей дочери, в вашем письме я вижу много понимания её роста и потребностей. Вместе с тем я вижу, как вы переживаете за то, что дефицит внимания сестры ранит младшую, что хочется, чтобы девочка были близки и дружны.

Посмотрите, пожалуйста, на ситуацию со следующих сторон:

1. Отношения, которые устанавливают дети между собой, тоже содержат в себе привязанность. Иногда она крепче, иногда слабее, это зависит в том числе от возрастов детей.

Вы можете направлять, помогать, инициировать, но вы не можете сложить весь индивидуальный рисунок отношений детей. В конце концов их общение могут регулировать лишь они сами. И если кто-то в какой-то момент хочет отдалиться от другого, важно позволить это сделать. Такое отдаление – не навсегда. Скоро старшая девочка будет отдаляться и от вас, это её задача развития. Силой воли вы не заставите её оставаться рядом.

2. Вы уже делаете достаточно для хороших отношений между детьми.

Вы говорите с младшей об интересах старшей, тем самым проявляя уважение и к потребностям одной, и к боли другой. Вы читаете, готовите, гуляете вместе.

Похоже, вы создаёте атмосферу, в которой девочки могут находиться вместе и общаться. И возможно, этого сейчас достаточно. Интересы вашей старшей дочки становятся другими, но то, что организуете вы, сохраняет в её душе важность дома и семьи.

Обращайте внимание, что у вас получается, что есть сейчас. Это не мелочи. Любой ваш вклад в жизнь детей важен.

3. Чтобы обратить внимание старшей девочки на младшую, можно предложить научить младшую тому, что умеет старшая.

Не стоит переходить грань, когда вы предлагаете старшему сиблингу воспитывать и заботиться о младшем. Однако есть навыки, которые вы можете предложить ей передать сестре. Например, вязать, плести фенечки, делать что-то ещё, что нравится, удаётся старшей и интересно младшей.

И это может быть максимумом. Насильно сложно заставить девочек стать ближе.

Однако помните: ссоры между сиблингами – это норма. В том числе через них дети учатся вести себя в конфликтах. Вы можете помочь им их урегулировать, если они не справляются сами. Но совсем от них не избавится, они будут. И они не разрушают отношения.

И второй момент: отношения – изменчивый процесс. То, как есть сейчас, будет не всегда. Велика вероятность, что в будущем ваши дети будут близки, будут держать связь друг с другом и ощущать родство. Но сейчас их возраст воспринимается ими слишком разным. Со временем точек соприкосновения естественным образом будет всё больше. Разброс в интересах, как есть сейчас между 6 и 12-летними детьми, постепенно сгладится.

Будьте добры по отношению к себе. Вы делаете всё грамотно, уважая каждую девочку и обучая их заботе и вниманию друг к другу.

Всего вам доброго!

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад