Здравствуйте, подскажите, пожалуйста: вот дочка моя не ходит в садик, днем она ложится на дневной сон каждый день в одно и то же время, это 13.00, спит обычно до 15.00, максимум до 15:20, и всегда просыпается с криками.
Здравствуйте!
Только по вашему описанию сложно предполагать какую-то конкретную причину, почему девочка кричит и плачет после сна. Это может быть и нормативным вариантом. Может, девочке что-то снится, что вызывает сильный дискомфорт. Может, после сна, в объятиях бабушки она получает опыт тепла, бережности, который боится потерять, когда вы приходите в комнату. Может, есть физиологические причины, какие-то боли, которые пока не получается озвучить, чтобы они были понятны для вас.
Медицинские причины важно исключить в первую очередь. Поэтому хорошо бы обратиться к педиатру, чтобы проверить здоровье девочки.
Если смотреть с точки зрения психологии, есть два аспекта:
1. Нормативность поведения.
Ребёнок раннего возраста, до 3 лет, проживает любые эмоциональные состояния очень сильно. Они захватывают, словно аффекты. Поэтому грусть всегда сопровождается сильными слезами. Фрустрация – гневливыми реакциями. Радость – ярким восторгом.
Плюс, эмоции ребёнка пока не поддаются ни пониманию, ни управлению.
Понимаю, как вам неприятно замечать её агрессию в свой адрес, вы можете испытывать отвержение после её слов. Однако «уходи», «я тебя не люблю» - это правда то, что говорят нам детки. Но не потому, что это правда, а потому, что так их чувства находят проявление прямо сейчас.
В моменте, чтобы реагировать на такие слова ребёнка, важно помнить, что девочка вас любит, что она просто переживает сильные чувства. Это поможет оставаться в устойчивой, взрослой позиции. Реагировать спокойно. Например: «Родная, сейчас я уйду. Но я жду вас на кухне, супчик уже готов» или «Вижу, как ты злишься. Ты не хочешь, чтобы я мешала вам с бабушкой. Если что, я буду в соседней комнате».
Агрессивные реакции с насильственными действиями (ударами, щипками) – тоже нормально для этого возраста. И вновь – это лишь проявление эмоций. Наша задача как взрослых здесь – ограничить насильственные действия, но не останавливать чувства. Девочка не понимает, что с ней происходит, вы можете объяснить ей это и предложить альтернативный способ проявления злости (если это понадобится, но часто детям достаточно того, чтобы просто быть увиденными в своих переживаниях).
Например, вы можете сказать: «Дорогая, ты злишься. Понимаю, как ты хотела посмотреть мультик. А я его выключила. Тем не менее, нам пора собираться/спать. Бить меня нельзя, в нашей семье драться непринято. Давай-ка вместе потопаем, чтобы позлиться хорошенько (порычим, попрыгаем), и будем готовиться к…».
Сильные протестные реакции в ответ на ограничения, правила, ваши указания или действия соответствуют возрасту. Они проявляются у большинства детей. Наша задача – говорить о чувствах, давать им место, не запрещать ребёнку злиться, негодовать. Но предлагать более приемлемые формы для выражения переживаний. Так человек учится справляться с эмоциями, говорить о них, проживать их внутри себя без бурного отреагирования вовне.
Ещё один момент - после сна многим деткам важно немного побыть в тишине, прийти в себя. Иногда критически нужно, чтобы их не трогали, ничего с ними не делали, не говорили, просто обнимали. Возможно, ваша дочка именно такая. И это стоит учитывать, чтобы пробуждение было максимально мягким.
Плюс, для кризиса третьего года жизни, в который может входить ваша девочка, также свойственно бунтовать против всего, что предлагает родитель. О нём вы можете почитать в материалах на нашем Портале:
Как справиться с кризисом трех лет у ребенка
Кризис трех лет: как не сойти с ума
2. Отражение ваших отношений.
Иногда, когда в детско-родительских отношениях слишком много напряжения, это может выливаться в яркое протестное поведение ребёнка. В том числе там, где он мог бы согласиться с нашими словами или предложениями.
Обратите внимание, как в целом сейчас складываются отношения с дочкой: есть ли у вас время и силы на то, чтобы быть с ней рядом, чтобы проявлять чуткость, понимание, бережность. Хватает ли вас, чтобы выдерживать её сильные реакции. Это ключевые моменты, которые помогают ребёнку ощущать себя принятым и любимым, даже когда он ведёт себя неправильно с нашей точки зрения.
Кроме того, отношения между взрослыми членами семьи могут вносить свой вклад. Чем больше неразрешённых конфликтов и напряжения дома, тем больше ребёнок будет ощущать тревогу, небезопасность. А следом – выражать это в действиях. Не потому, что конфликты касаются его, а потому, что для развития детям важно ощущать покой, важно, чтобы взрослые находились в хорошем, ресурсном внутреннем состоянии.
Ваше личное благополучие – не меньшая опора для девочки, чем всё множество действий любви, которые вы проявляете в её сторону. А я уверена, что вы их проявляете, и много.
Замечаю, как вы переживаете. Замечаю ваше беспокойство и сомнения. Ваша девочка точно вас любит, сейчас вы для неё – самый важный в мире человек. Поверьте, маленькие детки очень по-разному могут выражать своё недовольство. Но это не говорит о том, что они действительно перестают нас любить или что мы им не нужны. Хочется, чтобы мои слова были для вас ориентиром и помогли вернуть спокойствие. А уже из спокойствия может быть легче прислушаться к своей интуиции и лучше замечать, что именно в тот или иной момент происходит с девочкой.
Желаю вам удачи! Всего доброго.
Психолог Портала «Я – родитель»