Дочка отказывается ходить в школу

20.01.2022

Здравствуйте, у нас очень серьёзная проблема, дочка, ей 7 лет, отказывается ходить в школу. Мотивирует тем, что нужно рано вставать, хочет спать. Поменяли ей режим, сейчас ложится в 21.00, до школы идти 5 мин. Ездить не приходится. В школе никто не обижает, учитель замечательный. Правда, в садик она у нас не ходила, часто болела, мы вывели её и сидели с мужем с ребенком по очереди, позволяет график! Сейчас каждое утро слезы и истерика! Договориться не получается, хватает её на один день максимум. 


Ещё стала придумывать в школе, что болит живот. Учитель звонит, просит за ней прийти. Забираю домой, начинает играть как ни в чем не бывало, веселится. Прям отчаяние уже какое-то. 

На секцию по танцам ходит с удовольствием. До школы посещала развивашки, подготовительные учреждения, всегда охотно. С детьми находит сразу общий язык, очень общительная, иногда чересчур. Я, конечно, в замешательстве. Как себя вести в такой ситуации? В школу же все равно придётся ходить. Но от истерик уже сил не остаётся.

Были у школьного психолога очно. Поговорили с ней, обещала вести себя хорошо. На следующий день снова истерика. В школе тоже истерит, карандаш укатился, написала что-то не то, сразу в слезы. За успеваемость не ругаю никогда, за ошибки тоже.


Здравствуйте!

Важно, что вы не ругаете ребёнка за ошибки или успеваемость. Я замечаю в вашем письме, в целом, очень внимательный, бережный подход к дочке. Понимаю, как может быть сложно, когда возникают проблемы, с которыми в контексте бережности не всегда ясно, как справляться.

Есть один важный момент: во взрослом возрасте мы часто делаем то, что не нравится. Есть словно какая-то психическая «мышца», которая помогает это выполнять: воля, самоконтроль. У ребёнка 7 лет она только развивается, самоконтроль вашей дочки ещё совсем не идеален. И это норма, он будет развиваться до 20-24 лет.

Но уже сейчас вы можете потихоньку помогать ей, тем самым привнося в её жизнь понимание, как справляться с трудностями, и, как ни странно, готовя к взрослости. Она всё равно случится, но зайти в неё человек может не совсем подготовленным, либо со слишком выраженной самокритичностью, либо с умением собой управлять из любви и заботы.

Что можно сделать, чтобы укрепить последний вариант:

1. Акцентируйте своё внимание на усилиях, которые прилагает ребёнок.

Согласно исследованиям, для развития адекватной самооценки, целеустремлённости и упорства полезно хвалить детей не за полученные результаты, а за прилагаемые усилия в процессе их достижения.

То есть отличная оценка сама по себе может и не являться предметом похвалы. Но наверняка ради неё вашей девочке пришлось потрудиться. Этим аспектом можно восхититься, за него можно уважать.

Важно высвечивать ребёнку такие вещи. Личность девочки, её характер, таланты, её уникальность могут одобряться вами априори. Однако её труд тоже ценен. Школа, обучение, кружки и секции – всё это может быть в радость, но иногда во всём этом будут моменты, когда нужно поднапрячься ради цели. Это напряжение тоже заслуживает признания.

Так вы формируете в ребёнке умение подключать волю. Обозначаете ценность усилий. Всё это ей пригодится.

2. Сохраняйте границы, но поддерживайте чувства из-за них.   

Мало кто любит ранние подъёмы: обычно в первые 5-20 минут люди чувствуют себя немного разбито, есть слабость. Естественно, появляется желание вернуться в кроватку. Наверняка вы знаете это по себе.

Вероятно, всё это ощущает и ваша дочка. И здесь, с одной стороны, ценны усилия, которая она прикладывает, чтобы встать. И о них можно говорить:

«Представляю, как ты сегодня утром хотела спать. Но ты проснулась, почистила зубки. Наверняка это было трудно. Так важно, что у тебя получилось!»

А с другой стороны, полезно в такие моменты отражать чувства ребёнка. Как и всякие правила, поход в школу может остаться обязательным. Но то, как вы находитесь рядом, когда ребёнок не хочет вставать или идти туда, тоже многое значит.

Можно игнорировать «истерики», молчать, уговаривать, обесценивать, критиковать. И всё это редко работает: критикующее обращение не помогает собраться, однако способно испортить отношения, а уговоры на детях не всегда срабатывают.

Можно обозначать, что да, правила есть, они таковы. Но относиться к ним ребёнок может не всегда положительно, и это нормально. Вы остаётесь рядом и поможете пережить.

Например: «Родная, вижу, как не хочется вставать и идти в школу. Понимаю, как тяжело. Я с тобой, давай помогу. Сейчас обниму тебя, а потом потихоньку пойдём попить водички на кухню. Знаю, что злишься. Что хочется полежать. Сейчас нужно будет встать, мы сделаем это вместе».

Так вы становитесь для ребёнка опорой, помогаете ей сохранить внутреннюю свободу и при этом всё же приложить усилия.

Плюс, обратите внимание на физиологические моменты: насколько полноценно девочка питается, как у неё с режимом, есть ли в течение дня достаточно физической активности, есть ли чередование активности и отдыха. Соматические симптомы, такие как больной живот, тоже лучше не пропускать. В школе живот, действительно, может болеть, а дома – пройти. Этот симптом нуждается во внимании врача. Плюс, ребёнку важно видеть, что болезнь – это не только возможность пропустить уроки, но и звоночек, на который вы реагируете чутко и ведёте к специалисту. Что боль может не только дать шанс отдохнуть, но и несёт определённую опасность, от которой вы не отворачиваетесь. (При этом важно, чтобы врач был не угрозой, а естественным следствием появления боли).

Вы пишите, что в школе у ребёнка как будто нет проблем с учителями, с одноклассниками. Однако и этот аспект важно покопать подробнее и глубже: как девочка чувствует себя в школе, есть ли у неё там друзья, становится ли кто-то близким другом, как на неё реагируют учителя, например, на её «истерики». Иногда то, что кажется нам мелочью, может ранить детей и стать мешающим фактором.

Если вы замечаете, что ситуация длительное время не меняется, что ваши усилия не приводят к результату и найти подход не получается, можно обратиться вместе с девочкой лично на консультацию к стороннему психологу. Чтобы более подробно разобраться, провести диагностику и составить план рекомендаций, которые будут рабочими именно для вашей семьи и вашего ребёнка.

На нашем Портале вы найдёте контакты бесплатных психологических служб в разных городах: Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Желаю вам удачи!

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад