Дочь слишком сильно заостряет внимание на ощущениях по поводу своего организма. К примеру, если ей не удалось утром сходить в туалет, она будет полдня нервничать и тревожиться, что у неё что-то не так, до тех пор, пока не сходит. Уговоры и объяснения, что такое бывает, помогают, но ненадолго.
Здравствуйте!
Дети учатся тому, как относиться к себе, на примере того, как к ним относятся взрослые. Есть вероятность, что повышенное внимание вашей девочки к своему организму – это естественное следствие вашей тревоги по поводу неё, сверхопеки, о которой вы говорите. Я не могу утверждать наверняка. Пожалуйста, не принимайте мои слова за единственно верные. Однако это гипотеза, которая напрямую исходит из вашего письма.
При этом то, как вы относитесь к здоровью детей, я могу хорошо понять. Я замечаю в вашем обращении любовь, беспокойство за детей, желание сделать их жизни хорошими, вырастить их счастливыми.
Это нормально – переживать за здоровье тех, кто нам дорог, следить за их самочувствием, чутко относиться к телесным сигналам. Каждый раз нам, взрослым, приходится искать баланс между своей тревогой и верой в силы человеческого организма. Приходится проделывать большую внутреннюю работу, чтобы оставаться чувствительными, но не перебарщивать.
Что может помочь:
1. Постараться не обесценивать переживания дочки, а отражать их, принимать всерьёз, давать эмоциональный отклик.
Например, когда мы говорим «не о чем волноваться, всё будет в порядке», это не плохо, конечно, но мало помогает ребёнку в его тревоге.
Похоже, ваша дочка сильно переживает из-за того, что с ней может что-то случиться, что она может заболеть. И тогда важно разделить с ней её переживания, отразить её эмоции. Например: «Родная, вижу, как ты переживаешь. Боишься, что заболела. Что не сходишь в туалет. Понимаю тебя. Это же правда неприятная ситуация». Таким образом вы даёте чувствам девочки место, право на существование, но не катастрофизируете происходящее.
Следующим шагом в таком случае может быть обращение к прошлому опыту и ваша поддержка. Например: «А помнишь, неделю назад ты тоже утром не сходила в туалет? И тоже переживала. А потом всё получилось. В этот раз будет так же. Хотя, конечно, тебе неприятно. Давай обниму, чтобы стало полегче?»
2. Переводить внимание девочки на другие стороны её жизни.
Если ребёнок волнуется по поводу симптомов, которые вы не считаете критичными, можно сперва поддержать её чувства, а после потихоньку смещать фокус её внимания.
Например: «Родная, вижу, как тебе страшно. Давай немного подождём. Я здесь, с тобой, если что, я помогу. Слушай, а помнишь, ты вчера рассказывала мне о своей школьной подружке? Как там у вас дела? Тебе нравится с ней общаться? Тебе интересно?»
Ребёнок может не откликнуться на ваше предложение с первого раза, но сам факт, что вы остаётесь рядом и интересуетесь чем-то ещё в её жизни, постепенно будет помогать переживать страх из-за телесных сигналов, снижать тревогу.
3. Использовать арт-практики для снижения страха.
Если у вас получится отражать чувства ребёнка, они будут становиться всё более понятными ей самой. И тогда с ними можно «работать» в том числе в домашних условиях, без специалиста. Например, рисовать свой страх, лепить его, танцевать танец страха. Со слепленной фигуркой можно будет разговаривать, выяснять, чего она хочет. Фигурку можно поставить на подоконник и предложить дочке подходить к ней, когда она вновь будет ощущать тревогу, трогать, а после ставить обратно и идти по своим делам.
В рисунок страха можно добавлять разные цвета, чтобы он становился менее неприятным. А танец помогает выразить чувства через тело, прожить их.
Плюс, можно предложить девочке нарисовать своё тело и отметить каким-то цветом области, где она испытывает боль или дискомфорт. Например, красным. А те части тела и органы, где она не ощущает боли, другими цветами: зелёным, синим, жёлтым. Это поможет ей заметить, что её боль локализуется в одном месте, что кроме этого места у неё есть ещё большой организм, который работает слаженно и справляется со своими функциями.
4. Снижать собственную тревогу.
Мы правда боимся за здоровье детей. Это нормально. Но важно постараться заботливо обходиться со своей тревогой, не каждый раз идти у неё на поводу, не бежать к ребёнку тут же, как у нас появляется беспокойство.
В этом может помочь опыт прошлых ситуаций. Наверняка ваша девочка уже не раз болела, а после выздоравливала. Её организм достаточно сильный, чтобы справиться с недугами. Точно есть случаи, на которые нельзя закрывать глаза, однако, если получится, их можно пробовать отличать от тех, которые не несут в себе особой опасности.
Также в этом может помочь ваша вера в силу человеческого тела, в целом. Вы пережили роды, и не раз. Это огромная работа человеческого организма. И тем не менее, ваш организм оказался достаточно устойчив, чтобы с ней справиться. Это хороший пример, сколько, на самом деле, мы можем вынести.
Я ни в коем случае не призываю вовсе не обращать внимание на боли, болезни, температуру, запоры и прочее. Скорее пробовать делать паузу между своей тревогой и опекой над ребёнком. Такая пауза нужна, чтобы сориентироваться в происходящем, лучше понять степень опасности, справиться со своими чувствами там, где они непропорциональны по накалу реальности.
Однако ваше внимание к состоянию ребёнка далеко не единственная причина, которая способна сказываться на переживаниях девочки о её самочувствии. Среди других можно выделить и повышенную тревожность самого ребёнка, и дефицит вашего внимания (и тогда фокусировка на болезнях становится для ребёнка просто приспособлением к ситуации, в которой ей чаще уделяют участие и тепло, когда она болеет), и влияние других членов семьи, и ситуация школьного обучения, в которой ребёнок находится.
Присмотритесь и к другим причинам, вполне возможно, что они также вносят вклад.
Желаю вам всего доброго!
Психолог Портала «Я – родитель»