Добрый день. Моя дочь (1,5 года) начала неделю назад посещать ясли. Ходили с ней вместе первые три дня, потом она осталась без меня до обеда. Всё было нормально. Сейчас она стала оставаться там на сон и полдник, то есть привожу её утром и прихожу за ней после полдника. Она очень плачет, когда я её привожу туда, но это понятно, она привыкла быть всегда с мамой и плачет, что остается без меня. Но меня волнует, что когда я забираю её из садика, дома она очень капризна, плачет, на руки не идет, психует. Нервно на всё реагирует. Меня беспокоит беспричинный плач после садика и то, что она не идет на руки... может она злится на меня? Может, стоит садик отложить?? Подскажите, может ли такое поведение со временем пройти или оно может вызвать в дальнейшем какие-то психологические проблемы у дочери??
Анастасия, здравствуйте. Однозначно о последствиях сказать не сможет никто. Психика крайне индивидуальна, ситуации отличаются друг от друга, много зависит от поддержки и опыта. Поэтому ни один специалист не сделает прогнозов. Однако если общие знания и понимание о том, как личность развивается. Например, мы знаем, что в возрасте от года до 3 (цифры приблизительные, всегда есть погрешность на конкретную личность) происходит сепарация (отделение ребенка от родителя и последующее формирования Я. До этого времени ребенок скорее воспринимает себя и маму как единое целое. К году появляется навык хождения, ребенок учится удаляться от мамы и вдруг понимает, что у него есть свои желания и потребности. Здесь происходит кризис, который заключается в одновременном желании оставить безопасное слияние с мамой и отделиться от нее. На этом этапе очень нужна поддержка. Ребенок впервые встречается с фрустрацией и разочарованием. Что происходит, если сейчас появляется садик? Он усиливает сепарационную тревогу, ребенок боится остаться наедине с собой, ведь мама все еще обеспечивает безопасность и жизнедеятельность в той или иной степени. Поэтому ребенок в стрессе и реагирует часто так, как вы описываете. Если у вас есть возможность повременить с садиком, то сделайте это. По возможности до 3 лет. Если нет, то помогите прожить те эмоции, которые возникли. Лучше всего сработают проективные методики (нарисовать свое чувство и подружиться с ним, например) и метод контейнирования эмоций. Назовите чувства девочки, скажите отчего они возникли, научите с ними справляться: «Я понимаю, ты расстроена тем, что ты ходишь в садик. Но я тебя люблю и готова пересмотреть свое решение. Расскажи, что тебе там нравится? А что не нравится?». Научите ребенка проявлять эмоции безопасно: постучать, покричать, поплакать. Будьте рядом, не останавливайте эмоцию, поддерживайте и присоединяйтесь. Но не думайте, что может быть беспричинный плач. В таком возрасте он всегда имеет причину. Психика еще не созрела к манипуляциям, ребенок просто живет и чувствует так как есть, без двойных смыслов.
психолог сайта «Я — родитель»