Здравствуйте. Моей дочери 7 лет, в этом году пошли в 1 класс. До школы, ребёнок был просто идеальный. Сейчас это кошмар, ребёнка просто подменили. Истерики с выгибанием ног и криками, кидается драться на меня, огрызается, не слушает и не слышит. Я не понимаю, что делать и как реагировать. Я сначала пытаюсь спокойно её успокоить, но потом срываюсь и кричу на неё, могу ударить... Потом веню себя, что слишком разбаловала, где-то что-то упустила... Помогите, пожалуйста! Что делать?
Здравствуйте.
Как будто есть идея о том, что поведение ребёнка - это результат влияния мамы и только её. Но это не так. Есть ещё отец (даже если не живёте вместе или умер, он есть), есть другие родственники, воспитатели и няни, учителя и соседи, есть сверстники и незнакомцы. А также родовая история и гены, культура, время и прочие условия, которые обуславливают личность.
И тогда какая часть ответственности мамы? Большая, но не настолько чтобы испытывать чувство вины. А скорее для того, чтобы взять ответственность за свою часть и с этим как-то обойтись: где-то что-то поменять, где-то ослабить или внести дополнительное напряжение и так далее.
Но прежде чем что-то делать, нужно понимать что происходит и чем это вызвано. Как врач, который лечит только после того, как поставит диагноз.
И тогда важно начать наблюдать. Ваша задача обнаружить: как и когда это состояние начинается у ребенка, к чему приводит, с чем может быть связано, какая потребность стоит за этим и так далее.
На данный момент у меня несколько идей, и каждая из них предполагает свою стратегию поведения.
Например, возможно до школы у ребенка был запрет на "негативные" эмоции (девочки не злятся, плохо быть жадиной и т.д.). А теперь она столкнулась с социумом, где этот необходимо. Ведь эти эмоции помогают справиться со стрессом, отвоевать свое, защититься и так далее.
Или возможно есть напряжение в отношениях с учителем. И тогда ребенок сдерживает чувства в школе (потому что там опасно) и приносит их вам (вам она доверяет себя разную). И тогда важно это найти, обозначить и помочь ребёнку направлять эмоции туда, где они рождаются (научить проявлять их или вступиться за ребёнка, если того требует ситуация, например). Или возможно ваша дочь так проживает адаптацию. И тогда ей важно помочь с этим справиться (снизить нагрузку, обратить внимание на количество и качество сна, на питание и ритм дня).
Также обратите внимание, к чему приводят эти истерики. Какой от них результат? Возможно только так девочка получает ваше активное вовлеченное внимание. Или это способ снять напряжение. Или возможность удалиться от вашего контроля.
В любом случае чем меньше ребёнок заслуживает любовь, тем больше в ней нуждается. Ваша задача не запретить или избавиться от поведения, а предложить альтернативный способ справиться с напряжением и удовлетворить ту потребность, которая сейчас движет ребёнком.
И да, ребенок не знает ответа на этот вопрос так же, как и вы. Это процесс бессознательный. Поэтому спрашивать напрямую неэффективно. Поэтому если не получится сделать это в домашних условиях, настоятельно рекомендую обратиться к психологу очно. Список учреждений бесплатного социального обслуживания семей и детей вы можете найти на нашем Портале - Учреждения социального обслуживания семьи и детей
Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
психолог сайта «Я — родитель»