Дочь подавилась и после этого отказалась есть

24.01.2022

Здравствуйте. Во время сильной болезни дочь ещё и подавилась. После этого отказалась есть, вообще. 4 дня просто пила воду, начала худеть. На вопрос "почему не ешь?" отвечала: "я задохнусь, меня вырвет, я не прожую, не проглочу". Лор и педиатр патологий не нашли.


С помощью визуализации страха смогли немного уменьшить тревогу, и есть она, хоть и без энтузиазма, начала. Психиатр выписала успокоительное. Дочь продолжает нервничать, перестала играть, просит только мультики, часто плачет, всем недовольна. Ребёнка как подменили. Пытаемся отвлекать, занимать, объяснять. Но не справляемся. Подскажите, пожалуйста, как отвечать на капризы? Боимся, что опять есть перестанет.


Здравствуйте!

Я напишу важную вещь. Прислушайтесь к ней, пожалуйста. Даже если сперва разозлитесь или появятся другие неприятные чувства. Всё же нужно обратить внимание на мои слова.

То, что сейчас происходит с вашей дочкой, - это не капризы.

Посмотрите на то, что девочка нервничает, что перестала играть, что часто плачет и всем недовольна, не как на плохое поведение. Посмотрите на это как на крик о помощи, которым она привлекает к себе ваше внимание.

Такое поведение у ребёнка – это ВСЕГДА сообщение, что с ним что-то происходит. Что что-то в психологической жизни случилось, и нужна поддержка взрослых, чтобы это пережить.

Ваша девочка сильно болела. В этот момент она плохо себя чувствовала, была слабой и уязвимой и психически, и физически. Такая уязвимость говорит о маленьком количестве внутренних ресурсов. Внутренние ресурсы нужны, чтобы справляться со сложными ситуациями или переживаниями.

И в этот момент она подавилась. Вероятно, какое-то время она не могла вздохнуть. Она испытала сильный страх смерти. Мимоходом в ней прошли психические процессы, которые ощущаются как дикий ужас, паника, отчаяние, бессилие.

Это очень сложные чувства. Из-за болезни сил их пережить или переработать было мало. Если в тот момент вы сами как мама испугались и, быть может, не смогли дать девочке то количество поддержки, которое ей было нужно, это событие могло стать травматичным.

Обратите внимание: дело не в том, что виноваты. А в том, что всего в одном предложении вы описываете довольно страшную, критичную историю. И для вашего ребёнка, и для вас. Проблема началась там. То, что вы видите сейчас, - её последствия. Они велики, их невозможно перешагнуть волей. Невозможно улыбаться, отвлечься, когда внутри отпечатался смертельный страх. Наоборот, хочется вернуться в безопасность, хочется постоянно плакать, чтобы обнимали, гладили, утешали, чтобы близкие никуда не уходили.

Ребёнок проявляет поведение регресса, потому что есть риск, что в психике остались непереваренные чувства.

Травма случается, когда у человека не хватает внешних и внутренних ресурсов, чтобы что-то пережить.

Сейчас важно защитить ребёнка от этих последствий, помочь ей исцелиться. И только вас ей может не хватить.

Что требуется от вас:

1. Абсолютное, полное уважение и принятие чувств ребёнка.

Она плачет, не потому что капризничает, а потому что ей плохо. Как страшно ей было в момент, когда она подавилась, есть риск, что так же ей страшно и до сих пор. А с таким напряжением сложно жить и радоваться солнышку.

Попробуйте озвучить девочке, что она ощущает: «Милая, ты расстроилась, потому что…». «Родная, тебе страшно, потому что…».

Если не понимаете, и в этом можно признаться, но оставаясь взрослой и сильной фигурой рядом с ней: «Зайчик, я хочу тебя понять. Кажется, ты испытываешь сильные чувства. Я обещаю, что помогу тебе с ними. Я никуда не уйду».

2. Много внимания и тепла.

Девочка может вести себя как ребёнок более младшего возраста, чтобы получить то отношение, которым обеспечивают малышей. Чтобы вновь напитаться слиянием с вами, так вернуть себе безопасность, устойчивость, уверенность.

Важно ей это дать. Не ругать. Она же плачет от боли, а не назло вам. Постарайтесь увидеть более глубокий смысл того, что происходит. Это поможет действовать рядом с ребёнком более интуитивно.

Плюс, для напитанности и терапии травм хорошо работают телесные практики: объятия, массажи, заворачивание «бутербродиков» (когда мы кладём ребёнка-колбаску на одеяло-хлебушек, сверху можно ещё что-то вроде сыра, а после – завернуть в одеяло как в лавашик, помять-«пропечь», и развернуть, все действия нужно комментировать и создавать весёлый настрой, ориентируясь на ребёнка). Чем больше телесного контакта с вами, тем спокойнее ребёнку.

3. Обратиться за помощью.

Техники визуализации страхов, арт-практики работы с ними действительно дают хороший эффект. Но они не заменят работу с травматическими событиями или сильными эмоциями, которые появились в результате какой-то страшной ситуации.

Очень важно обратиться вместе с ребёнком за личной консультацией к хорошему специалисту. Я не знаю точно вашей ситуации, потому что ориентируюсь лишь на письмо. Все мои слова исходят из вероятностного прогноза и могут вовсе не отражать то, что происходит с ребёнком. Удалённо, тем более письменно, сложно в такой ситуации полноценно помочь.

Очная консультация даст больше понимания и ответов. Она сейчас очень нужна вашей дочке. Скорее всего, понадобится не одна встреча, а несколько – с детским психотерапевтом, или игротерапевтом, или клиническим психологом, который специализируется на работе с детьми.

На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в вашем городе: Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Всего вам доброго!

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад