Вопрос специалисту

Дочь не хочет ни с кем общаться

Дочь не хочет ни с кем общаться

Здравствуйте. Дочери 6 лет. В сад не ходит и не ходила, я всегда с ней, не работаю. Семья полная, благополучная. Проблема в том, что она не хочет общаться, знакомиться, разговаривать с другими детьми, кроме членов семьи, со взрослыми также не разговаривает. Списывали это на стеснительность, я тоже в детстве была стеснительной.


Если познакомится, то с детьми разговаривает, но это крайне редко. Но в следующем году в школу, как она там будет общаться, очень переживаю по этому поводу. 

Пошли на подготовку к школе по типу сада до обеда, она туда ходит только со мной, ни слова никому не говорит, без меня никак. Я в замешательстве, понимаю, что много упустила в вопросе социализации, виню себя, что надо было раньше что-то делать, но я все думала, повзрослет и будет общаться. 

Скажите, пожалуйста, с чего начать? Как адаптировать её к школе? Или у нас теперь только вариант домашнего обучения? Буду очень благодарна за ответ.

Здравствуйте.
Интересно то, что сейчас слышится всего два пути - либо "исправить" ребёнка, либо домашнее обучение. Полагаю, что эту категоричность диктует страх. И если это так, прошу максимально подробно его обозначить: чего именно боитесь, а что будет, если это случится, а что это для вас, а не для ребенка и т.д. Возможно, эта история как-то напоминает ваш опыт (напрямую или ровно с противоположной стороны), возможно, это как-то вас определяет (например, вы становитесь, как ваша мама или бабушка) или как-то иначе.
В любом случае я вижу вопрос сепарации. Так бывает, когда одна из сторон не готова отделению. Вообще, в данном процессе есть три вектора: готовность ребёнка отделиться, выдерживать напряжение автономии; готовность мамы к тому же и условия, в которых это происходит.

 
В идеале сепарация - это равномерный длительный процесс. Сначала малыш физически отделяется от мамы, потом постепенно наращивает навыки и отделяется в остальных сферах жизни: финансы, территория, эмоции.
 
Первые толчки руками и интерес к другому - первая сепарация. Уползание/убегание - следующий этап. Потом кризисы 2-х и 3-х лет. Здесь формируется самосознание. И так далее.
Если на протяжении всего этого времени ребёнок сопровождается опекающим, тревожным родителем, то происходит застревание. Здесь могли быть такие установки: "Не трогай, сломаешь", "не ходи, упадёшь", "нам здесь не рады, пойдём отсюда", "больше мамы тебя никто любить не будет" и так далее. Так складывается ощущение, что мир небезопасен, что нужно быть всегда с мамой, только так можно выжить.

Это процесс бессознательный и со стороны матери, и со стороны ребёнка. Поэтому вы точно не виноваты в этом. Но в ваших силах это изменить.
 
Для начала стоить заметить свои разнонаправленные потребности - где с одной стороны хочется быть всегда с дочерью, а с другой - свободы. А уже затем наращивать навыки выдерживать напряжение от разлуки, грусть расставания, страх одиночества, отчаяние, бессилие и прочие чувства, которые сейчас не находят места.
 
Сделать это можно в контакте с психологом. Но работа предстоит длительная. Главное - найти того специалиста, с кем захочется пройти этот путь. Вы можете обратиться за помощью к психологу из списка бесплатных служб психологической помощи. Список есть на нашем Портале: Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Всего доброго!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»