Проблемы в воспитании дочери

20.08.2019

У меня проблема в воспитании дочери: 1. Перестала слушаться, т.е. с боем выполняет просьбы прибраться в комнате, застелить кровать, провести личную гигиену. 2. При подготовке к школе перестала запоминать то, что ей было произнесено при заучке и то, что она сама повторила несколько раз. Перестала быстро считать до 10, опустилась на уровень счёта пальцами. Про счёт до 20 и не пишу. Не получается складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Хотя в детском саду всё было хорошо. 3. Ворует деньги из домашней заначки и втихушку ходит в магазин. 4. Когда ходит гулять, не приходит в обозначенное время, хотя есть часы. Может гулять до 10 вечера неизвестно где с соседскими детьми. 5. В магазин и на мусорку не отпускаю, потому что уходит опять гулять и возвращается так же поздно. 6. Иногда когда я занята домашними делами и прошу поиграть и присмотреть за сестрёнкой 3 лет, она сразу в штыки: "а что сразу я?". 7. И постоянные мелкие пакости с порчей имущества. 8. Постоянно дерётся с сёстрами до синяков, а потом ревёт, что её обижают и все не правы. 9. Не хочет усваивать правила этикета в семье. 10. Абсолютно не следит за своим внешним видом: может нижнее бельё не менять несколько дней, зубы не чистить, волосы отказывается расчёсывать, аккуратно есть не умеет, после еды, не умывшись, может гулять пойти. Что самое интересное, старшая дочь по семейным правилам живёт, у них разница в год, а второй закон не писан "живу, как хочу". Я даже не знаю, что с ней и как с этим справиться.

Светлана

Здравствуйте, Светлана.

Есть подозрения и на некоторые изменения в плане психического здоровья ребенка, также это может быть реакцией на стресс или такой негативизм может быть вызван проблемами в отношениях с ребенком. Заочно это выяснить невозможно, поэтому я настоятельно рекомендую обратиться к психологу за очной консультацией. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/ Также, прошу проконсультироваться с детским неврологом и/или психиатром для того, чтобы исключить патологию.

В целом, сейчас ребенок претерпевает кризисный момент в жизни и это может усиливать симптомы, о которых вы говорите. Меня больше настораживает регресс в развитии ребенка и проблемы с памятью. Чаще всего эти симптомы носят физиологический характер, но, возможно, это просто «перегрев» психики или недостаток некоторых микроэлементов. Все остальное скорее свидетельствует о слабом контакте, низком доверии и возникают вопросы по поводу близости в отношении с девочкой.

Первое, о чем хочу попросить — это не сравнивайте детей между собой и с нормами. Каждый ребенок индивидуален. Любого человека, как и ребенка, нужно сравнивать только с самим собой «вчерашним». Научитесь наказывать и поощрять не самого ребенка, а его поступки. Любовь к дочери должна быть перманентной, вне зависимости от ее поведения.

Не стоит делать из старших детей «нянек». Они все также ваши дети и нуждаются в вашей заботе, поддержке и внимании. Поэтому дайте право старшим детям отказывать вам в том, чтобы помогать. Помогать может человек только из желания и будучи в ресурсном состоянии. В любом другом случае помощь будет вызвана вашей манипуляцией чувством вины, стыдом и т.д. Откажитесь от манипуляций в любом виде, учитесь договариваться со своими детьми.

Если девочка сама провоцирует конфликт, а потом просит внимания, то это говорит о том, что она в принципе нуждается в заботе, внимании и поддержке. И, судя по всему, это единственный способ для нее, чтобы добиться этого. Предложите альтернативный и более эффективный способ как достичь желаемого. И сделайте все возможное для того, чтобы нынешние рабочие механизмы перестали быть таковыми.

Проявляйте интерес к ребенку даже если он не просит и «ничем не заслужил». Часто родители обращают внимание на своих детей только если они делают что-то опасное или портят имущество, злятся, дерутся и т.д. А эффективнее делать это, когда ребенок занят чем-то интересным, когда он учится, когда проявляет себя с той стороны, которую вы хотите поощрить. То есть, если сказать примитивно, то вы даете внимание тому, что поощряете. Для ребенка важно количество контакта с родителями. Он не делит его на негатив и позитив, поэтому любая эмоциональная вспышка считывается как контакт. Старайтесь трансформировать эти вспышки в положительное русло.

Обратите внимание на то, как принято в вашей семье проявлять агрессию. Имеют ли право дети говорить вам «нет», спорить с вами и т.д. Научитесь сами справляться со своими эмоциями, контейнировать эмоции своих детей. Для этого вам необходимо быть в состоянии «плюса», то есть быть отдохнувшей, сильной. Психика должна быть готова к воздействию, сопротивляемость организма должна быть тоже высокой.

Внешний вид — это зона ответственности самого ребенка. Тело принадлежит ему и ребенок вправе обходиться с ним так, как считает нужным. Вопрос в том, какая есть вторичная выгода от того, что ваша дочь не следит за правилами гигиены? Либо есть вопросы к кому-то из других членов семьи, которому так можно. Возможно, ребенок копирует поведение младшего ребенка с тем, чтобы добиться вашего внимания, чтобы вы позаботились о ней и проявили больше интереса к ее жизни.

А воровство — это вопрос саморегуляции. Этому можно научить. Но я рекомендую начать все же с очных консультаций со специалистом.

Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
Вернуться назад