Дочь не может играть одна, ноет, сильно обижается по любому поводу

21.02.2022

Моя дочь (3 года, ребёнок здоров, растёт в благополучной семье, полгода назад пошла в детский сад ) практически не может играть одна, такое чувство, что ей сколько внимания ни дай, все мало. Постоянно ноет, сильно обижается по любому поводу. Недавно начала говорить, что «вы меня не любите», «я всем мешаю!». 


Я стараюсь максимально, как могу, уделить ей время - у нас есть общие ритуалы, например: перед сном 40 минут читаем книги, разговариваем, купаемся в ванне, можем рисовать, развивающими игрушками занимаемся, каждый день говорю, как люблю ее, как дорога она нам. Но со мной она долго не может играть, как и я с ней, ведь у меня тоже есть дела домашние и рабочие. 

Муж вообще ее очень любит, может играть с ней долго, с ним она играет. Но как только отходит, то она начинает обижаться, что с ней никто не играет. 

Вот, например, сейчас была ситуация: я достала большой чистый лист ватмана, села с ней рисовать, попросила нарисовать человечка, она после первой неудавшейся попытки заплакала. Я начинаю ее уговаривать, что ничего страшного, что у неё все получится обязательно, на что она ещё сильнее обижается. Короче, от этих постоянных уговоров у меня уже нет сил. Я явно чего-то не вижу. В чем может быть дело? Заранее благодарю.


Здравствуйте!

Вы пишите о том, что «сколько ребёнку внимания ни дай, всё мало», и вы в этом абсолютно правы. Потребность во внимании у детей базовая, это как потребность в пище. Каждый 3 часа мы ощущаем голод. Каждый какой-то промежуток времени ребёнок хочет получить родительское тепло и заботу.

И здесь есть 2 важных момента:

1. Ребёнку важно действительно это внимание получать.

Кажется, этот пункт вам удаётся. Когда вы включённо, находясь и душой, и мыслями рядом с малышкой, участвуете в совместной деятельности: читаете, играете, гуляете. Не отвлекаясь на телефон или на обдумывание работы.

Наверняка вы слышали, что для детей важно не столько количество получаемого внимания и совместного времяпрепровождения, сколько качество. Именно качественное присутствие взрослых рядом помогает ребёнку «напитаться».

2. Ребёнку не менее важно ощущать, что у родителей есть границы.

Что мама не может быть рядом 24/7, что у мамы есть свои дела. И это нормально.

Да, это вызывает неприятные чувства, да, ребёнку нужно научиться их прожить с вашей помощью, но вы имеете право ограничивать свои возможности и говорить о том, что что-то нельзя получить сейчас, но можно получить позже.

Детям очень нужны границы, правила, парадоксально, но это их опора. И чем они слабее у родителей, тем больше детей будет «расшатывать», тем больше будет капризов и недовольства в желании те самые границы ощутить.

Первое время выставлять границы непросто, это будет задачей и для ребёнка, и для вас.

Для ребёнка – потому что неприятно наталкиваться на запреты, на необходимость подождать, поскучать. А скучать придётся.

Для вас – потому что нужно выдерживать чувства ребёнка. Например, в ситуации с рисунком, если ваш подход не срабатывает так, как вам бы хотелось, можно попробовать другой: не разубеждать ни в чём, а соглашаться с чувствами девочки и помогать их переживать. Это может звучать следующим образом:

«Милая, тебе грустно, что человечек не получился. Ты злишься. И плачешь наверняка поэтому. Понимаю, это очень обидно. Ты так старалась! Давай я тебя обниму, соберу твои слёзки».

Таким образом вы подтверждаете факт: человечек не получился, это реальность. Не отрицаете, что это обидно, неприятно. И остаётесь рядом, пока девочка переживает.

Она не будет переживать ярко подобные события всю жизнь, но сейчас только учится, рядом с вами, на таких простых ситуациях. После, во взрослом возрасте, навык оплакивать неудачи, утешать себя и идти вперёд она возьмёт именно из подобных совместных «тренировок» вместе с вами.

Важно не оставлять ребёнка в сложных эмоциях, но и не поддаваться на те способы заполучить ваше внимание, что есть сейчас. То, что называют манипуляциями, не является таковыми в раннем возрасте. Ребёнок не умеет предугадывать ваши действия. Но она могла выучить, что, если сказать определённые слова, то можно добиться и вашего внимания, и тепла.

И тогда на «вы меня не любите, я всем мешаю» можно отвечать: «Родная, люблю сильно-сильно. Ты мне не мешаешь. Но сейчас я занята, тебе нужно немного подождать». При этом хорошо, если будет конкретика: что такое «немного» и чем именно вы заняты. Это тоже опоры для ребёнка.

Дополнительно можно хвалить не столько результат, который получается у ребёнка, сколько усилия. Например, не то, какой красивый человечек в итоге вышел, а то, как много девочка старалась, когда рисовала его, как красиво прорисованы некоторые элементы, которые особенно бросаются в глаза. Так вы подкрепляете усилия, снижаете необходимость добиться идеальных результатов.

Всё это действенно, только если ребёнок правда получает достаточно тепла и заботы от вас. В 3-5 лет ещё сложно себя контролировать, самостоятельно регулировать, девочка действительно может нуждаться в вашем присутствии чаще, чем вам бы хотелось.

Это поиск баланса, которым приходится заниматься: как дать ребёнку достаточно и выставить границы, оставляя и себе кусочки своей жизни. Я вижу в вашем письме много тепла и неравнодушия к тому, что происходит с девочкой. Поэтому уверена, что у вас получится.

Всего вам доброго!  

Лилия Серёгина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад