Добрый день, нашей девочке три года, разговаривает хорошо, все понимает, но не хочет здороваться, прощаться и благодарить людей за какие то мелкие подарки. Если к ней обращается кто-то на улице, прячется за маму. Как нам себя вести в данной ситуации, и помочь раскрепоститься ребенку?
Здравствуйте, Татьяна.
То, что вы перечисляете — это вопрос не раскрепощения, а желания ребенка выстраивать контакт. Девочка не хочет устанавливать его, имеет на это право. То есть, она не обязана общаться с теми людьми, которых вы предлагаете ей или которые оказались рядом с ней в данной ситуации. Но если она уже о чем-то просит, то нужно объяснить, что приветствие – это правило для начала взаимодействия; если что-то нужно от человека, нужно сначала поздороваться и только потом говорить по делу. В противном случае, действительно, особой необходимости начинать диалог нет. Здесь очень хорошо поможет метод сказкотерапии и ролевые игры, где будет отработан навык.
Чувство благодарности — это тоже социальный навык, которому нужно ребенка учить. Например, показывать на своем примере, за что вы благодарите, как вы это делаете и т.д. Во-вторых, обращайте внимание на то, как это делается в мультфильмах, сказках и т.д. Если ребенок не чувствует благодарности в принципе и воспринимает как данность вопрос семейных ценностей, то нужно периодически давать ребенку почувствовать, что не все получается и сразу, что иногда нужно постараться для того, чтобы добиться какого-то результата, в том числе некоторые подарки нужно заслужить. Например, просите ждать вашего внимания или покупки желанной игрушки.
С другой стороны важно оставлять у ребенка ощущение, что любовь дается безоговорочно и любовь это данность мира, которую заслуживать точно не нужно. Почувствуйте разницу: вам что-то подарили и требуют чего-то взамен или подарили с любовью. Взрослый, который преподносит тот самый подарок, сам выбрал дарить его и ваша дочь не обязана чувствовать благодарность за его решение. Вспомните ситуацию, когда бабушка сделала пирожки, а вы сидите на диете и она чувствует вас обязанной за те самые пирожки, а вам они совсем не «в кассу». Здесь примерно та же самая ситуация.
Но если ребенок уже принял игрушку, если она ему нравится, то научите ребенка не столько удовлетворять потребности дарующего, сколько выражать свою радость в форме благодарности в том числе. Вы ничего не должны тому человеку, который преподносит подарки, ваш ребенок тоже. Благодарность - это не про возврат долженствования за поступок, а про чувство радости и счастья за то, что сделал вам человек.
То, что ваша дочь прячется за вас, когда обращается к ней кто-то чужой — это даже полезный навык. Важно научить ребенка тому, чтобы она не вступала ни в какие контакты с людьми, которых вы не одобряете. Если же она в принципе начинает так контакт через прятки, то полагаю, что ребенку нужно время для того, чтобы привыкнуть, адаптироваться, считать собеседника и понять, безопасен он для нее или нет. Для вас это уже естественный навык настолько, что вы автоматизировали его. Ребенку нужно время, поэтому стоит уважать право девочки на вход в общение. Поддержите, объясните кто этот человек, кем он вам приходится, чего он хочет, как с ним стоит общаться. В первое время обеспечьте больше физического контакта: поглаживайте, держите за руку, обнимайте. Со временем ребенку это станет проще и начало беседы будет получаться все быстрее.
психолог сайта «Я — родитель»