Дочь не хочет ехать домой от бабушки

23.06.2023

Дочь на каникулы гостит у бабушки и не хочет домой, даже если зовём. Там ей, конечно, проще, никаких обязанностей нет, играй, смотри телевизор, гуляй. Сначала на выходные забирали. 


Но дома же куча дел в выходной, уборка, живем в деревне, есть огородик. Дрова привезли, муж пилит, ей поручили складывать. Немножко поскладывала и бросила. Я думаю, мы её не сильно нагружаем. А посильный труд в своем доме, чтобы приучить к труду. Не заставляю, а объясняю, что это её помощь нам. 

Не знаю, как выйти из этой ситуации. Совсем никаких заданий не давать? И с учёбой так же. В прошлом году летом по программе что задали, читала по немногу день через день, но занималась. В этом году ничего. Договаривались, что начнет, а все так и лежит, не притрагивается.


Здравствуйте.
Прежде чем сформировать тактику поведения, необходимо понимать, что происходит и как потребность за всем этим стоит.


В 10 лет ещё довольно активный возраст. Энергии больше, чем у взрослого. Поэтому меня настораживает сниженная активность. Я настоятельно рекомендую проверить ребёнка на витамины и микроэлементы. Возможно, причина в недостатке каких-то компонентов. В то же время надо отметить, что 10 лет - это начало пубертата. А это большая нагрузка: начиная с социальных изменений, заканчивая физическими (гормальная перестройка). Это довольно сложный процесс и при всей его незаметности может быть крайне энергозатратным.

В целом утомление может быть трех видов:
1. ментальное (всякого рода интеллектуальные процесс: принятие решений, обучение, аналитика, память и пр.),
2. эмоциональное (например, когда много сил уходит на сдерживание злости, стыда, страха и т.д.),
3. физическое (проблемы с режимом дня, много физических упражнений, слишком жарко/холодно и пр.).

Причём вы, как сторонний наблюдатель никогда достоверно не сможете определить, как конкретная задача переносится ребенком. А зачастую и сам ребёнок не может определить, от чего именно он устал, ведь многие процессы остаются незамеченными. Например, чтобы сидеть ровно и не падать, нужна энергия, чтобы помнить, как вас зовут - тоже, и даже для того, чтобы считывать ощущения от блузки нужны метахондрии (клетки, которые несут электрический заряд во все наши органы и системы).

Поэтому я предлагаю вам действовать так, если бы ставили диагностический эксперимент.
Начните замечать, как и когда ребёнок устаёт чаще. Как отдыхает? Есть ли альтернативные способы восстановить силы (чем шире спектр, тем проще восстанавливать силы)?

Когда картина будет целой, вы сможете вводить некоторые переменные и проверять, влияет это на состояние ребёнка или нет. Например, вы заметили, что к обеду она всегда уставшая/медленная. Можно это время легализовать для отдыха. Это снимет напряжение и с дочери, и с вас. Или, вы заметите, что ребенок явно "обмякает" после разговора про школу. Тогда стоит искать причину там.

В любом случае, чем больше напряжения вы будете выдавать в этой теме, тем больше она будет стараться отдыхать и защищаться. По принципу пружины. Это защитные системы организма. Они есть у всех. И я настоятельно вам рекомендую вам их не ломать, а уважать и обходить. Ведь они защищают вашу дочь не столько от труда, сколько от чего-то непереносимого в текущих обстоятельствах.

Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
Вернуться назад