У дочки проявляется желание вернуться в младенческий возраст

23.08.2023

Добрый день Моя дочь - первая из близнецов, ей 2 г., 9 мес. На протяжении жизни была неочень спокойным ребёнком. Плохой сон, капризы, кризисы с 1.5 лет. 


Последний месяц ярко проявляется желание вернуться в младенческий возраст (просит завернуть ее в одеяло как лялю, называет себя именем соседского малыша). Я особо не возражаю, так как если это есть - надо это прожить. Но один нюанс настораживает. У неё есть любимая Ляля и одеяло. И каждый день она просит завернуть лялю в одеяло, чтобы получился большой капюшон, и если этого не выходит (а не выходит этого из-за ее внутренних предоставлений о чём-то, что мне не известно), у неё случается истерика по 30-40 минут. 

Сейчас из-за того, что ее фокус внимания на конвертике с Лялей и капюшоне, ее желание и вовлечённость к другим занятиям резко снизилась. Как быть в подобной ситуации? Может вовсе убрать лялю и одеяло?


Здравствуйте.
Слышу, что вы встревожены и напуганы. Понимаю, нас пугает и настораживает, когда мы встречаемся с чем-то новым, необычным, неизведанным. Однако, чтобы в этой ситуации поддержать дочку и начать исследовать её потребности за этими действиями, важно сперва дать поддержку себе. Ведь в страхе мы часто замираем или панически двигаемся – и то, и другое, мешает остановиться, осознать себя и увидеть возможности для решения вопроса. И тогда важно начать с осознания дыхания: медленный вдох через нос и медленный выдох через рот, сложенным трубочкой. Важно обращать внимание на ощущения в стопах и внизу живота. Эта практика поможет вам двигаться в сторону решения вопроса, ожить в страхе.
Важно, на мой взгляд, заметить и другое чувство. В моменты, когда мы пугаемся, в нас рождается агрессия, чтобы защититься – это нормально. Мне слышится в вашем сообщении злость из страха. Если агрессия не находит выход в форме «Я злюсь», она находит более творческие способы, например, через пассивную агрессию («вовсе убрать лялю и одеяло»), или в виде аутогарессии (чувства вины, самобичевание и самообесценивание), или эта агрессия копится, удерживается, пока не разрастется до яростного аффекта, когда мы уже не контролируем свои слова и действия. И здесь можно присвоить себе эти чувства: «Я испугалась», «Я злюсь», дать им выход.


Теперь, отвечая на вопрос о дочке, хочется начать с того, что такое проявление ребенка -  нормально. У человека есть разные способы защит, и одна из них – желание уйти в более ранние возрастные периоды. Чаще всего эти защиты выходят в моменты какого-то стресса: перемен, появления новых навыков, болезни, прививки, приучение к горшку, выход в детский сад, выход мамы на работу, отлучение от груди, переезд, разлука с кем-то из близких и т.д. Иногда такие реакции возникают из сильного чувства, которому не нашлось объяснения. Например, ревность, страх, грусть, горе, злость. Длится это может столько, сколько нужно, т.е. пока не поддержит ребёнка в нужной степени.
 
Возможно, этот ритуал позволяет ей расслабиться, он для неё может быть про любовь, заботу, стабильность, безопасность. И когда этот ритуал нарушается, происходит сильная фрустрация, которая может перерасти и в слезы от осознания собственного невсесилия, и в агрессию по отношению к тем, кто это не исправил, не предотвратил. Если этот ритуал позволяет почувствовать дочке безопасность, тогда, убрав одеяло и лялю, вы можете убрать эту опору и для дочки это может быть настоящей утратой.

Можно посмотреть, как и когда появился этот ритуал: после какого-то события, перемены в жизни, возможно, как-то изменился эмоциональный фон в семье, что с вами происходило и происходит на протяжении этого периода? Затем можно делать видимым для дочери и себя, что именно она делает, и исследовать это. Например: «Ты сейчас завернула малыша в одеяло, как в капюшон-гнездышко. Как думаешь, как ему в этом гнездышке? А что у него там есть? А как думаешь, что этой ляле хочется? Как мы можем ей помочь?». Ответы на эти вопросы могут помочь вам увидеть, какая именно потребность стоит за этим ритуалом. 

Иногда желание побыть в гнездышке – это и способ справляться с сепарацией, которая происходит в возрасте 3 лет. Когда дети с одной стороны искренне считают, что они отдельные от мамы, и могут уже всё сами, а с другой стороны - часто разбиваются об осознание, что всё еще зависимы от мамы.

Также в этом возрасте дети переживают тщетность, что люди не всесильные и не могут, например, силой своего желание превратить тучку в солнышко. Можно вместе поисследовать и посправшивать дочку, почему она называет себя именем соседского малыша?

Возможно, она видела, как вы нежно держали соседского младенца, и испытала ревность, и через этот ритуал хочет присвоить вас себе, назвавшись другим именем. Тогда можно легализовать её чувство (ты ревнуешь – это нормально, тебе стало страшно, что мама любит другого малыша – это нормально) и сделать видимой свою любовь.
Также можно читать перед сном терапевтические сказки. Например, книгу Екатерины Кес "Азбука чувств и эмоций".

В любом случае у ребенка есть потребность быть видимым и любимым. И у меня рождаются теплые чувства, когда читаю, что вы с вниманием и пониманием подходите к потребностям дочки. Для меня в этом много про заботу.
 
К сожалению, в таком формате я не могу задать вам больше вопросов, чтобы точно установить причину. Однако вы можете это сделать в личном контакте с психологом. В работе со специалистом вы бы могли получить опоры в пугающих вас ситуациях, а также безопасно проживать свои чувства. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале: Учреждения социального обслуживания семьи и детей.

Если же вы чувствуете, что поведение дочки продолжает вызывать у вас сильную тревогу, вы можете очно обратиться за помощью и поддержкой  к детскому психологу.

Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
Вернуться назад