Здравствуйте, очень нужна помощь и ваш совет как опытного специалиста. Ребёнку сейчас 7 лет, но проблема которая дочку беспокоит началась гораздо раньше, примерно в возрасте 3-4 лет, с того момента, как мы пошли в детский сад… Начиналось все банально и просто, слёзы при расставании со мной, хотя когда воспитатель забирала ее она забывала про меня тут же, в группе была всегда активна и послушна, воспитатель всегда хвалила. По началу я думала адаптация, и со временем привыкнет и будет ходить без слез. Но чуда не произошло, а наоборот добавились еще и какие-то традиции, к примеру: плакать мы начинали именно у шкафчика при переодевании, психовали из-за всего, сандали не так обули, волосы не на той высоте заплели. Фразы, которые вошли в систему и повторялись в определенный момент переодевания, а ещё было у неё любимое место в которое она становилась и ждала, что ее заберёт воспитатель.
Помимо детского сада дочка ходит на художественную гимнастику и там у нас все тоже самое, слёзы при расставании, фразы одинаковые, излюбленное место где нужно ждать пока тренер не выйдет и не заберёт за ручку.
Как только все эти ритуалы пройдены, ребёнок спокойно и хорошо занимается, выходит счастливый, тренер хвалит говорит, что с ней проблем совсем нет. И вроде все вокруг идут на встречу и привыкли, что за ней нужно выходить и брать за ручку, но тут началась школа, и картина повторилась Не зайдёт в класс, пока ее учитель за руку не возьмёт.
Что я только не пробывала и с подружками в класс отправлять, и к психологу обращались, и в школе психолог с ней работала, и сиропы успокоительные и ничего не помогает. Пока всё, что в голове придумала не прокрутит, не шагнёт в класс.
Меня стали в школе ругать, что родителям проходить нельзя и что вроде как адаптационный период у ребёнка прошёл, что же она у вас воет, а я не знаю, что делать. Она ревет и не идёт, причём и в класс не идёт, и когда я говорю, раз не хочешь - пошли домой, и домой не идёт, показывает рукой на дверь, что учится пойду. Но шагнуть боится, как в ступоре.
Постоянно повторяет "мне страшно", пытаю, что именно боится, не отвечает. В классе никто не обижает, подружек много в классе, учительница сказала, что она у неё лучшая ученица, активная и легко все схватывает, но вот только этот момент расставания.
Здравствуйте.
В три года у ребёнка формируется страх в привычном для нас понимании. До этого возраста это больше физиологические реакции (сжаться, спрятаться, остановиться), а после - весь спектр чувств. Кроме того, приблизительно в этом возрасте страх становится возможным как в ответ на реальную опасность (на меня бежит злая собака), так и на предполагаемую (если мама увидит, она возможно будет ругаться).
Так вот, у вас получилась накладка без должной поддержки. И психика ребёнка адаптировалась к этому как смогла. А именно - ритуалы снижают тревогу и позволяют создать иллюзию контроля над ситуацией. Что позволяет выйти из ступора.
Кстати, это ребенок контролировать не может. Поэтому говорить, объяснять, доказывать и призывать к ответственности бессмысленно и небезопасно. Потому что усиливается напряжение и механизмы защиты становятся сильнее.
Тогда что поможет? Нужно заново учить ребёнка справляться со страхом. Это путь не быстрый, но при должном повторении и заботе, это можно исправить.
Итак, ваша задача: называть чувства ребёнка (вижу, ты боишься/кажется тебе страшно), легализовать их (понимаю/это нормально/мне тоже бывает страшно) и дать выход (повторяй за мной: вдох, выдох).
Как вы понимаете, для того, чтобы научить ребёнка иначе справляться со страхом, у вас должны быть в арсенале различные способы. И если их нет, то прошу обратиться за помощь к специалисту. Лучше к тому, кто специализируется на ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство).
А пока скажу, что страх становится меньше, если обеспечить физический контакт (отсюда желание, чтобы взяли за руку). Поэтому, если видите, что девочка боится (даже когда страх ещё совсем маленький), предложите объятия, подержать за руку или положите свою руку на зону между лопаток. Также стоит научиться дыхательным упражнениям. Например, квадрат. Когда вдох, выдох и паузы между ними одинаковые по длительности (к примеру по 4 секунды).
Но почему же после ритуалов все нормально и страшно только в начале? Потому что тогда была травматизация именно в этом месте. И теперь ребенок сталкивается с этой трудностью каждый раз. Прошу проявить сочувствие в этом месте. И ни в коем случае не стыдить.
Дело в том, что стыд - это страх потери контакта. Получается, что если ребёнка стыдить, то формируется страх страха. А это замкнутый круг.
Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»