Здравствуйте. Дочь не хочет учиться! Она не выполняет домашние задания. Не чувствует ответственность за невыполненное домашнее задание. Возникли проблемы в школе. До 3 четверти домашнюю работу выполняли вместе, т. е она ждала готового решения, переписывала, сдавала. В этой четверти она делает домашние задания сама, но как оказалось, она либо не делает работу, либо все сделано "а бы как".
Ответственности и организованности не проявляет. На все мои разговоры о пользе, важно, нужности обучения не реагирует. Чтобы избежать очередного разговора об обучении, она мне врет о том, что уроки выполнены. Учитель завалила двойками и требует, чтобы ребенка еще сильнее ругали. Дочь не решает возникшие проблемы, она оставляет все как есть и идет дальше. Что нам делать?
Здравствуйте.
Проблема в обучении - это вопрос комплексный. И корни его в раннем детстве, как минимум. Это если нет физиологических особенностей, которые влекут за собой проблемы в мотивационной сфере. Поэтому я настоятельно рекомендую обратиться к психологу и/или нейропсихологу очно. Здесь необходима комплексная диагностика и реабилитационные мероприятия.
Сразу обращаю ваше внимание, что работать нужно не только ребёнку, но и вам. Важно уметь ставить задачи, уметь поддерживать ребёнка корректно и создавать условия, в которых интерес может родиться.
Сама по себе любознательность - это нормальное состояние ребёнка. Но если он находится в условиях повышенного контроля, высокого уровня стресса, ограниченных возможностях и т.д., то интерес не рождается. Ребёнком управляют стыд, страх и вина. Собственно повышение уровня давления в ситуации "двоек" - классический тому пример.
Само по себе внутреннее движение может рождаться "от чего-то" и "к чему-то". Наказание, напряжение и стыд - это про первое. А если создавать условия, в которых захочется узнавать, развиваться и быть лучшей версией себя, то это про вперёд и к цели.
Замечайте что вы говорите и как, чем мотивируете, как реагируете на неудачи и успехи. Обратите внимание, если у ребёнка другие способы получить ваше внимание. Как дела обстоят в отношениях со сверстниками и учителями. Нет ли явного стресса и/или скрытого конфликта.
Дело в том, что психика всегда старается сохранить нам жизнь. Поэтому в условиях излишнего напряжения выключает когнитивные функции. Все ресурсы уходят на сопротивление. И это нормально. Учитесь проявлять уважение и сочувствие. И прежде чем забирать что-то, сначала предлагайте альтернативу. Но тут снова вопрос потребности, которая руководит сейчас ребёнком. Например, если это вопрос стресса, то нужно помогать его проживать, если трудности физиологического плана, лечить, а если это результат воспитания, то работать над собой.
Предлагаю для начала максимально расслабить девочку и расслабиться самой. Возьмите паузу с вопросом учёбы и уделите внимание восстановлению отношений (совместный отпуск, общие дела, откровенные вечера). Затем, когда услышали своего ребёнка (только не ждите, что она скажет напрямую, она не знает ответа на эти вопросы, здесь нужно исследовать вместе с девочкой), помогите иначе удовлетворить потребность (сменить школу, обратиться к специалисту и/или восполнить внимание к дочери). И уже потом создавайте условия, в которых будет рождаться интерес и мотивация (дополнительные занятия, смена формата обучения и т.д.).
Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
психолог сайта «Я — родитель»