Мой сын меня не любит. Я воспитываю сына одна. Он категорически отказывается заниматься - и грамотой, и спортом, в общем, всем. Любит только мультфильмы. Ко всему остальному очень быстро теряет интерес. Я пытаюсь заставлять его делать что-то полезное - домашнее задание после развивающих занятий, ходить на плавание, к логопеду, он отказывается, мы ссоримся. Он мне заявляет, что ничего делать не будет и что меня не любит. Я не знаю, как восстановить отношения? Спасибо.
Здравствуйте.
Первое, что важно понимать - это то, что ребенок в этом возрасте идёт за своим интересом и удовольствием. И это нормально. Со временем это становится опорой, которая обеспечивает ему внутренний выбор (подходит или не подходит, нравится или нет, мой или не мой человек).
Однако в силу возраста ребенок не способен сам определить полезность. А зачастую ещё и навыков саморегуляции нет (малыш не умеет ждать, выбирать долгосрочную перспективу и так далее). И тогда нужен значимый взрослый, который обеспечит рамки и правила.
И тогда в чем баланс? В выборе. Рамки не должны быть слишком жёсткие, не должны быть слишком мягкие. Идеально, если они в меру упругие.
Чтобы этого достичь, важно сначала определить степень значимости. Например, грамматика не так важна, как игра (в этом возрасте ребёнок познает мир через игру, она необходимадля развития всех систем). А мультики менее полезны, чем логопед. И тогда, когда это видимо для вас, вы можете обеспечить те или иные условия для выбора. Например, решить, что логопед важен, но не настолько, чтобы идти туда через насилие и ценой отношений с ребёнком.
Кстати, дети дошкольного возраста чувствуют не совсем так, как взрослые. Они чувствуют сразу всем телом и полностью. А ещё, они подвержены только одной эмоции в моменте. То есть, если взрослый может и любить, и злиться, то ребёнок так не умеет. Он если злится, то полностью. Отсюда рождается "я тебя не люблю", "я тебя ненавижу" и так далее. Если грубо, то ребёнок такими словами ненавидит и не любит ту вашу часть, которая сейчас доступна его пониманию. Например, которая заставляет его идти на занятия.
Эмоциональный интеллект можно развивать, тогда и вам будет проще взаимодействовать с сыном, и ему строить отношения. И тогда важно перевести его фразу на язык взрослых и помочь ему справиться с эмоциями. Например, он кричит, что не любит вас. Вы можете сказать примерно следующее: "ты хотел сказать, что ты злишься на меня? Понимаю. Знаешь, я тоже злюсь, когда приходится делать то, что я не хочу. Хочешь порычим, как тигры?". Здесь важно назвать его чувства, легализовать их и помочь справиться. И желательно, чтобы способов было как минимум четыре.
Старайтесь выйти из взаимодействия с ребёнком на его эмоциональном уровне. Учитесь контейнировать эмоции, ознакомьтесь с базой детской психологии. Это поможет понимать, что то, что происходит, просто возрастная задача и такая норма. Но сразу обозначу, что ваш собственный эмоциональный интеллект невозможно вырастить с помощью книг. Здесь эффективна только личная психотерапия.
Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
психолог сайта «Я — родитель»