Добрый день! Сыну 7 лет, пошел в первый класс. Очень тяжело адаптируется в новой среде. Данная позиция выражается в его поведении, общаясь со сверстниками решает проблемы драками. Он очень активный ребенок, воспитатели в садике с ним не справлялись, поэтому начинали на него кричать, и он мог исподтишка укусить ребенка или дрался, если ему ребенок не понравится, постоянно мог бить.
Здравствуйте.
Ситуация неоднозначная. И важно признавать, что длится не один год. Оттого невозможно решить её с помощью одной заочной консультации. Потому настоятельно рекомендую обратиться к психологу очно. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале: Учреждения социального обслуживания семьи и детей
Обратите внимание на то, как обстоят дела со злостью в семье. Злость - это такое же чувство, как любое другое. Оно помогает достигать целей, конкурировать и защищаться. А значит, что останавливать злость как минимум небезопасно. Я предлагаю искать альтернативу. Например, когда ребёнок кусается, необходимо остановить движение, а потом сделать три шага:
1. Назвать чувство: "Вижу, злишься".
2. Легализовать его: "Понимаю, это нормально".
3. Предложить альтернативу: "Когда я злюсь, я топаю ногами/бью подушку/стучу по столу".
Эффект будет не сразу. Ребенку надо научиться применять новые способы. Но со временем он выберет удобный для себя способ и станет его применять.
Также обратите внимание на другие чувства. Часто злость только на поверхности. А за ней прячется грусть, обида, страх и т.д. Например, когда учитель кричит на ребёнка, нормально в ответ бояться. И тогда, кажется, ему небезопасно, а потому идёт в атаку. Важно развивать эмоциональный интеллект, чтобы ребёнок чётко осознавал то, что с ним происходит и, соответственно, мог с этим как-то обойтись.
Обратите внимание на атмосферу в семье. Дети гораздо более чувствительны. Оттого могут реагировать на то, что взрослому недоступно. Например, на непроговоренный конфликт между родителями или другие ситуации, которые могут составлять психоэмоциональный контекст, в котором находится ребенок.
Еще, важно обратить внимание на физиологию: как и сколько спит, как и сколько ест, есть ли в течение дня время для отдыха, не перегружена ли психика. Физическое утомление и/или нехватка некоторых микроэлементов также могут послужить причиной для агрессии.
Замечайте, какое движение характерно для вашего ребёнка. И постарайтесь дать ему легальную альтернативу. Например, если стискивает зубы, можно больше твёрдой пищи предлагать за обедом. Кусание, кстати, это про желание забрать и присвоить. Это часто сопряжено с желанием обладать (в психологическом плане) мамой. И тогда я бы рекомендовала проводить больше вовлеченного времени вдвоём (чтобы не было гаджетов и других людей). Больше тактильных ощущений и секретов. Даже если это вы будете делиться, а сын нет. Возможно, напряжения станет меньше. Но опять же, слишком много вариантов может быть. Нужна очная работа. И лучше, если родители будут тоже ходить. Ведь от реакций часто зависит то, какую тактику поведения выберет ребёнок .
психолог сайта «Я — родитель»