На вопрос «Чья это кукла?» или «А кто сейчас ляжет спать?» двухлетка ласково отвечает: «Это Катина кукла» или «Семен ляжет спать». Вот типичный ответ ребенка, переживающего кризис трех лет: «Я спать не лягу!!!» или «Я вам не скажу!».
Ребенок становится, по мнению родителей, болезненно упрямым, капризным, своевольным, непослушным, настроение его меняется каждую минуту, и он практически не поддается контролю. Однако есть дети, в ком почти не заметен так называемый кризис трех лет, но эти дети – редкость. Некоторые характерные признаки этого периода могут наблюдаться уже в 2,5 года и длиться до 4 лет – сила и продолжительность кризиса зависит от особенностей личности вашего ребенка, от условий воспитания, семейной ситуации. Кризис трех лет сравнивают со вторым рождением человека – это, несомненно, очень важный и сложный переходный период.
В любом случае, кризис – явление положительное, ведь он является неотъемлемой частью роста и развития ребенка, отражает становление его пока еще маленькой, но взрослеющей самостоятельной Личности. Ребенок начинает осознавать свою обособленность от окружающего мира, постоянно проверяя свои границы и границы взрослых – насколько он далеко может зайти в своих пределах и где, собственно, начинается и кончается его Я. Эти эксперименты и исследования постоянно вызывают в ребенке неоднозначные реакции – от истерик и упрямства до чувства бессилия и собственной никчемности.
Cовсем недавно он был физически и психически неразрывно слит с мамой, они были одним целым, одной вселенной, теперь же малыш начинает понимать, что он – совершенно отдельное существо, которому противостоит огромный и зачастую враждебный мир; он чувствует себя слабым и беспомощным, ему страшно. Его желания несоизмеримы с возможностями и часто встречают сопротивление и неодобрение взрослых. И он защищается, он ведет себя агрессивно, он пробует на вкус новые способы поведения, не опираясь на опыт взрослых, он – сам, сам хочет достичь результата, сам выбирать и решать, он сам хочет доказать себе свою состоятельность и силу. У него появляется самолюбие, он самоутверждается, его самооценка зависит от успеха его деятельности и от оценок окружающих, он очень раним и восприимчив в это время.
Вот так называемое «семизвездие», сопровождающее этот непростой период жизни ребенка – это своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм.
Роль родителей
Некоторые авторы полагают, что природа возникновения внутренних конфликтов в психике человека лежит в особенностях переживаний ребенком стадий созревания своего Я. Так, неспособность выработать навыки самостоятельности и инициативности в период кризиса трех лет (этот период можно назвать второй стадией психического развития) приводит к страху независимости и самостоятельности.
Как помочь ребенку почувствовать, что он способен на что-то? Психологическая задача этого периода для родителей — отделение и индивидуализация ребенка, которая выполняется благодаря умению родителей давать ему возможность почувствовать себя «большим». Помощь ребенку должна стать нормой поведения для родителей.
Если бы все было так просто… Кризис – это испытание не только для ребенка, но и для взрослых. Если кризис протекает особенно остро и затягивается, то родители должны обратить внимание на свою личность и на издержки семейного воспитания. Если в семье возникают проблемы с упрямством ребенка, то, значит, родители слишком регламентируют деятельность ребенка, требуя беспрекословного подчинения жесткому распорядку и своим представлениям о должном поведении. В семье, где слишком опекают ребенка, чаще всего можно встретить маленького бунтовщика или, напротив, слишком тревожного мнительного малыша. С другой стороны, в семье, где практикуется противоречивое воспитание или нет четких правил, ребенок неуправляем в своих эмоциях и своих поступках.
Таким образом, особенности личности родителей, отношения в семье, тип воспитания — все оказывает решающее воздействие на психику ребенка, особенно в этот непростой период.