Дополнительные занятия в школе – советы психологов

Дополнительные занятия в школе – советы психологов

06.10.2025

Выбор кружка или секции для ребенка оказывает существенное влияние на его развитие, увлечения и даже будущую профессию. В многообразии предложений легко потеряться, поэтому важно подойти к этому вопросу осознанно.

Родители, желая обеспечить всестороннее развитие ребенка, часто задаются вопросом: «Какие дополнительные занятия выбрать, что школьнику сейчас особенно нужно?». Спортивные секции, языковые курсы, программирование, творческие студии – глаза разбегаются от возможностей, предлагаемых школой и городом. При полной занятости обоих родителей дополнительные занятия в школе являются прекрасной альтернативой спортивным школам и центрам развития.

Чтобы принять взвешенное решение, предлагаем вам ознакомиться с мнением психологов.

Основная цель дополнительных занятий заключается в развитии способностей детей. Каждое направление имеет свои преимущества.

Спортивные секции и танцевальные кружки помогают ребенку быть более ловким и сильным, закаляют характер, учат переносить физическую нагрузку и контролировать собственные тело.

Интеллектуальные кружки развивают мышление, память, внимание. Дети повышают свою компетентность, выходя за рамки школьной программы, делают первые шаги в увлекательный мир науки.

Творческие – вводят ребенка в мир искусства и учат ценить прекрасное.

  • Декоративно-прикладное искусство. Дети учатся создавать что-то собственными руками и при этом развивают художественный вкус, воспитывают усидчивость и стремление доводить начатое дело до конца.
  • Музыкальные и вокальные кружки. Школьники развивают слух, голос и мелкую моторику, воспитывают хороший музыкальный вкус. А ещё занятия помогают созданию новых нейронных связей, обеспечивая эффективное когнитивное развитие.
  • Театральные студии помогают детям в формировании уверенности в себе, развивают коммуникативные навыки, учат импровизировать и выражать эмоции.

Все кружки формируют навыки самоорганизации и адекватной самооценки. Ребенок учится оценивать свои возможности и способности, сравнивает результаты своего труда с достижениями других детей, осознает важность старания и регулярных занятий.

Еще одним важным компонентом дополнительных занятий является создание детского коллектива с общими интересами. Социальные связи ребенка заметно расширяются, а при активном участии в межшкольных и региональных мероприятиях (соревнования, конкурсы, фестивали, форумы) становятся богаче и разнообразнее.

Главный ориентир – интерес и желание ребёнка

В некоторых школах практикуют такое исследование: просят детей и их родителей написать список предпочитаемых направлений для внеурочной работы. Сравнивая эти списки, сразу бросаются в глаза разногласия. Дети выбирают спорт, танцы и искусство, а родители интеллектуальную и профориентационную направленность. И тех, и других можно понять, но важно ориентироваться на интересы ребенка.

Уделите время наблюдению за ребенком. Обратите внимание на то, что его увлекает, какие занятия приносят наибольшую радость. Возможно, он часами рисует, строит башни из конструктора, с упоением слушает музыку или проявляет интерес к животным.

Оцените возрастные возможности и физическую подготовленность. Если ребенок малоподвижен, начните с занятий, направленных на общее физическое развитие, а затем переходите к более специализированным.

Учитывайте расписание и логистику. Важно, чтобы выбранные занятия не перегружали ребенка и не создавали лишних сложностей для всей семьи.

Уточните расходы, связанные с посещением кружка или секции – форма, инвентарь, поездки на соревнования и так далее. Иногда в бесплатных кружках оказываются нужны костюмы, сценическая обувь, спортинвентарь. Некоторые увлечения сопровождаются постоянными поездками на конкурсы и фестивали, а это требует временных и финансовых ресурсов.

Совместное решение

После сбора информации обсудите с ребёнком варианты. Узнайте его мнение, выслушайте пожелания и опасения. Важно, чтобы решение о выборе кружка или секции было принято совместно.

Во время посещения кружка важно наблюдать за прогрессом и эмоциональным состоянием чада. Если занятия не приносят ребенку радости и пользы, не бойтесь поменять секцию. Главное, чтобы он получал удовольствие от занятий и развивался гармонично.

Соблюдение баланса

Вопрос о допустимом количестве дополнительных занятий остается актуальным для многих родителей. Здесь нет общих правил, но есть принципы выбора.

Прежде чем записывать ребенка на дополнительные занятия, необходимо проанализировать, насколько удовлетворены его базовые потребности. Дети должны достаточно спать, гулять на свежем воздухе (1,5-2,5 часа ежедневно), общаться со сверстниками и успевать выполнять домашние задания.

Качественное «ничегонеделание» – необходимое условие для отдыха мозга и снятия эмоционального напряжения. Ребенку нужно время для игр, творчества и просто для того, чтобы побыть самим собой.

Если ребенок с удовольствием посещает несколько секций, сохраняет интерес и продуктивность, не испытывает усталости, то, возможно, нет никаких причин ограничивать его.

Оптимальным считается посещение максимум двух-трех кружков. В этом случае мозг ребенка не перегружается информацией, не развивается поверхностное восприятие, когда он слушает, но не слышит и не запоминает. Психика защищается от перегрузок, отбрасывая лишнюю информацию.

Тревожные звоночки: как распознать перегрузку

Важно внимательно следить за состоянием ребенка и обращать внимание на следующие симптомы перегруженности: плохой аппетит, сонливость, заторможенность, неумение сосредоточиться, отказ от занятий, частая смена настроения (плаксивость, агрессивность), снижение иммунитета и ухудшение здоровья (частые головные боли, заболевания ЖКТ).

Посещение дополнительных занятий должно приносить ребёнку радость, а не становиться причиной нарушения психического и физического здоровья.

Светлана Садовникова
преподаватель педагогики и психологии высшей квалификационной категории
Фото с сайта Freepik
Вернуться назад

Личный пример - ваша тактика воспитания?

Тест
Photo