Большинству родителей хочется быть ответственными, заботливыми и понимающими. Но что делать, если поведение собственного ребёнка буквально ставит в тупик, и вы не знаете, как реагировать? На помощь готовы прийти опытные педагоги-психологи и социальные работники, которые объединились и организовали в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Родительскую академию, где мамы и папы смогут узнать, как правильно выстраивать диалог с ребенком, справляться с агрессией, страхами, и многое другое. Занятия в академии проводятся педагогами и психологами на безвозмездной основе. Обучение рассчитано на неполный учебный год (очные занятия проводятся два раза в месяц), в конце которого каждый "академик" получает документ, подтверждающий его повысившийся родительский статус.
Как стать участником проекта
Родители, воспитывающие детей от года до 16 лет, и желающие пройти обучение в Родительской академии, проходят электронную регистрацию на сайте Центра, где заполняют небольшую анкету, в которой указывают возраст детей, краткую информацию о своей семье и свои пожелания относительно тем, которые они хотели бы обсудить «на уроках». Эти сведения необходимы для формирования целевых групп: родители дошкольников, младших школьников и родители подростков, а также включения в программу обучения вопросов, вызывающих наибольшее затруднение у родителей.
Программа Родительской академии состоит из пяти тематических блоков:
- «Спокойствие, только спокойствие» – возрастные кризисы и их влияние на развитие детей.
- Как пережить провокации со стороны своего pебенка и как оставаться спокойным при вызывающем поведении подростка?
- Как справляться без срыва и наказаний?
- Как сохранить эмоциональную связь с ребенком?
- «Семейные традиции, приносящие счастье в дом» – значение семейных традиций в детско-родительских отношениях.
- Что важнее всего в семье? Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие?
- Нужны ли традиции в современной семье?
- А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных традиций?
- Какими бывают семейные традиции?
- «Люблю не потому, что ты хороший, а потому, что ты есть» – секреты родительской любви.
- Только ли за успехи мы любим детей?
- Какие новые ритуалы одобрения можно придумать в семье?
- Быть как все, быть лучше всех. Что родителям важно поддержать?
- «Будущее, которое выбирают наши дети» – выбор правильного пути ребенка к профессии.
- С какого возраста задумываться о выборе профессии?
- Кто выбирает професию: родители или дети?
- А если не поступит?
- «А мы всего лишь дети, нам хочется гулять» – формирование навыков безопасного поведения.
- Безопасная среда и защита своих интересов дома, в школе, на улице, в интернете.
- Навыки безопасного поведения детей. Как их формировать?
Формат занятий
Формы организации занятий в Родительской академии достаточно разнообразны: практикумы, родительские и детско-родительские тренинги, родительские ринги, совместные мастер-классы, беседы и круглые столы. Формат — исключительно практический, никаких теоретических лекций.
Ежедневно с 18 до 19 часов родители могут получить консультации у педагога-психолога.
Каждый слушатель получает так называемый «рабочий лист», в котором дан небольшой теоретический материал по рассматриваемой теме и мини-задание, которое он должен выполнить. Выполненные задания слушатели отправляют на электронную почту Центра, где их анализируют специалисты, и на следующем занятии каждый слушатель получает индивидуальные рекомендации по итогам выполненного задания.
Раз в месяц слушатели родительской академии проходят тестирование по пройденному материалу.
Что проект дает родителям
Родительская академия дает возможность родителям овладеть педагогическими знаниями, навыками, умениями по организации семейного воспитательного процесса; грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста.
На занятиях и в ходе самостоятельной деятельности при выполнении домашних заданий родители учатся анализировать типические ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение, детско-родительские взаимоотношения. Вырабатывают навыки, умения и приемы оценки психического состояния детей. У родителей формируется понимание важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из средств профилактики асоциального поведения детей.
Многие родители обращаются к специалистам лишь тогда, когда возникают проблемы: у ребенка, с ребенком, вокруг ребенка… А ведь многих проблем можно избежать, если родители будут вооружены знаниями, стратегиями действий в той или иной ситуации, если мамы и папы будут компетентны в вопросах воспитания.
Ольга Сухотенко, директор Центра психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи г. Абакана