Вопрос специалисту
Как избавить ребенка от постоянного чувства вины

Как избавить ребенка от постоянного чувства вины

Как избавить ребенка от постоянного чувства вины


Чувство вины – эмоциональная реакция, возникающая, если нарушаешь моральные нормы или не оправдываешь ожидания значимых людей. Это чувство связано с осознанием, что поступок или бездействие причинили вред другому человеку или нарушили какие-либо социальные правила.

Такое разное чувство вины…

Чувство вины может быть как полезным – способствующим личностному росту – так и разрушительным, когда становится чрезмерным.

Конструктивное чувство вины по-другому можно назвать «совестью». Эта вина мотивирует исправить поведение.

Деструктивное чувство вины не связано с реальными нарушениями или действиями. Она может быть чрезмерной, постоянной или иррациональной. Ребёнок может чувствовать вину даже за то, что вне зоны его ответственности.

Деструктивная вина может привести к стрессу, депрессии и чувству беспомощности, особенно если сопровождается низкой самооценкой.

Навязанная вина возникает, когда кто-то пытается манипулировать человеком, заставляя его чувствовать вину за действия или бездействие. Например, когда родитель говорит ребенку: «Ты не оправдал моих надежд – я мечтал видеть тебя спортсменом, а не артистом». Навязанная вина может разрушать самооценку и мешать принимать самостоятельные решения.

Если ребенок ощущает вину постоянно, скорее всего, это навязанное или деструктивное чувство, которое уж точно не принесет никакой пользы.

Как помочь ребенку, если он чувствует себя виноватым

Найдите триггер. В психологии, как и в медицине, прежде чем решать проблему, надо выяснить причины её появления. Задача родителей – выяснить, какие установки и убеждения стали триггером для развития у ребенка постоянного чувства вины.

Для выяснения причин разговаривайте с ребенком «по душам», чтобы он делился, из-за чего чувствует себя виноватым. Слушайте его внимательно, без критики и осуждения.

Научите распознавать и выражать эмоции. Разговаривайте об эмоциональном интеллекте. Расскажите, что плохих эмоций не бывает, и желательно стать этим эмоциям «хозяином», чтобы умело справляться с ними. Для осознания ребенком своих эмоций полезно использовать книги, игры или ролевые ситуации.

Чтобы ребенок смог лучше понять свои эмоции, задавайте ему наводящие вопросы: «Почему он считает себя виноватым или почему берет вину на себя?», «Что произойдёт, если он, например, не даст списать однокласснику, который просто не захотел напрягаться?»

Дайте понять сыну или дочери, что он должен быть добрым не только к другим, но и к себе.

Создайте безопасную среду. Для ребенка важно чувствовать, что у него есть крепкий тыл, поддержка любящих людей. Важно, чтобы он жил в атмосфере, где можно выражать свои мысли, эмоции и чувства без боязни, что осудят, что отнесутся негативно к мечтам, желаниям.

Не раздувайте из мухи слона. Если ребенок испачкал одежду, разбил тарелку, что-то обронил или нечаянно пролил, это – не повод, чтобы набрасываться на него с укорами. Не навязывайте ребенку вину, ведь такая ситуация может случиться с каждым.  

Объясняйте, что ошибки – норма. В детях часто живет страх ошибиться. Объясните, что от ошибок никто не застрахован. Расскажите сыну или дочери о своих просчётах и опыте – это поможет им снизить градус тревожности и купировать боязнь сделать что-то не так.

Не скупитесь на похвалу, когда ребёнку что-то удается сделать хорошо, не журите за неудачи. Просто подскажите, как добиться лучшего результата.

Научите ребенка разделять ответственность на свою и чужую. Например, ребенок получил хорошую оценку, в то время как остальные ученики получили плохую. Его оценка – его зона ответственности, а за чужие он ответственности не несет.

Избегайте бессмысленных наказаний. Дети больше всего боятся не оправдать родительских ожиданий. Им часто приходится просить прощения не из-за осознания своей ошибки, а чтобы не расстраивать родителей. Не давите, чтобы услышать желанное «Извини меня, пожалуйста». Дайте время и возможность осознать ошибку и сказать (или не сказать) эти слова искренне.

Уменьшите давление. Чувство вины будет возникать у ребенка при слишком большом давлении на него дома или в школе. Все требования должны соответствовать возможностям и возрасту.

Избегайте чрезмерной критики. Обратите внимание на то, как вы говорите с ребёнком. Посмотрите и послушайте себя со стороны. Попробуйте, например, заменить порицание «Ты всегда все делаешь неправильно!», на более мягкую форму: «Скажи, а ты мог бы сделать по-другому?».

Не стыдите ребенка прилюдно. Публичная «порка» только унизит его. Все претензии должны обговариваться дома, наедине.

Работайте с самооценкой ребёнка. Низкая самооценка является частым триггером для развития чувства вины, поэтому подчеркивайте сильные стороны и уникальные качества своего чада.

Вместе с ребенком находите занятия, где он сможет добиться успеха.

К слову, вина и ответственность всегда идут бок о бок. Однако родители часто совершают ошибку, когда учат детей чувствовать себя виноватыми, вместо того чтобы учить их быть ответственными.

Чувство вины всегда должно быть конструктивным. Научите ребенка «не съедать себя» за ошибку или проступок, а попытаться исправить его. Помните о том, что наши дети смотрят на нас, поэтому всегда старайтесь подавать положительный пример!

Соня Шевченко

Фото с сайта culturavision.com

Данный тест поможет определить, к какому блоку профессий наиболее склонен ребенок. Возраст — 11-16 лет. Тест основан на классификации профессий Е.А. Климова. Задача – выбрать из 5-ти предложенных характеристик ту, которая наиболее точно характеризует ребенка.

Пройти тест