Работа с отстающими традиционно проводится в форме дополнительных занятий, которые могут представлять собой, как правило, или натаскивание, или, реже, – творческие уроки. Однако в «Школе будущего» села Большое Исаково Калининградской области в какой-то момент пришли к выводу, что предметная подготовка без дополнения ее психологическими, коучинговыми и репетиторскими приемами не приносит желаемого эффекта. Такой комплексный подход получил название «педагогическая скорая помощь». В некоторых случаях ее даже можно назвать «педагогической реанимацией».
Как ее выстраивать и применять на практике, рассказывает директор Школы будущего Алексей Голубицкий.
Трудный возраст. Подростковый период в жизни детей из-за сочетания нескольких причин часто протекает болезненно и сопровождается снижением академической успешности. До 5–6-го класса дети учились неплохо, и вдруг к 7–8-му классу наступает провал. За время своей работы я часто сталкивался с подобными ситуациями, уверен, мои коллеги тоже.
Наша школа не выбирает удобных мотивированных детей, и свою задачу мы видим не в качественном отборе, а в качественной работе. Также как и врачи, которые обязаны лечить любых пациентов, даже порой с неясными шансами на выздоровление, мы должны заниматься даже с самыми трудными учениками.
К сожалению, педагоги не во всех школах и не всегда следуют этому правилу и отмахиваются от таких подростков, предпочитая оставлять их на второй год, отчислять из школы или просто стараясь не обращать на них внимания. Буду очень рад, если кому-то из коллег будет полезен наш опыт альтернативных действий в подобной ситуации.
Для начала постараемся ответить на вопрос: в чем причина школьной неуспешности?
Во-первых, это физиологические изменения. Они отнимают невероятное количество энергии, и на учебу сил уже не остается.
Во-вторых, это проблемы социализации, излишне критическое отношение к себе, когда любой вскочивший на лице прыщик становится для них травмой, катастрофой, из-за которой идти в школу нет никакой возможности, и склонность драматизировать любые события, преувеличивая их значение. Все это порой снижает желание и способность учиться, или эта способность проявляется нерегулярно, в зависимости от настроения и самочувствия.
В-третьих, это, конечно, семейные драмы, развод родителей и связанная с этим резкая смена образа жизни.
В-четвертых, это неумение эффективно учиться. Например, даем задание выучить стихотворение. А как его выучить, если не получается запомнить?
В качестве пятой причины я бы привел наши школьные программы, необоснованно перегруженные учебным материалом, порой не соответствующие возрастным особенностям. Именно в 7–8-м классе появляются или сильно усложняются предметы.
Сочетание всех перечисленных физиологических, психологических, социальных факторов и приводит к падению успеваемости. Некоторые педагоги связывают ухудшение академических результатов с ленью подростков и считают, что достаточно их отругать, взбодрить, и все получится. На самом деле все это имеет глубинную природу, и тут приходится действовать другими, более тонкими методами.
Когда бессильны репетиторы и психологи. Приведу реальный пример из жизни подростка, который прошел через нашу систему «педагогической скорой помощи».
Ученик переживает развод родителей, его переводят в другую школу в соседнем городе, он теряет всех своих знакомых и друзей, полностью меняет свое окружение, а в новой школе он сидит на задней парте и не участвует в уроке.
При этом он не протестует, не дерзит, он просто ни на что не реагирует, и с ним никто не способен справиться – ни учитель, ни родители: ни уговоры, ни угрозы на него не действуют.
В таких ситуациях обычно принято обращаться к репетиторам как к последней надежде, но был в моей практике случай, когда и репетитор не выдержал, отказавшись от ребенка. Причина в том, что подросток буквально засыпал на занятиях, не желая включаться в процесс обучения.
Перед этим с подростком работал психолог, но и он оказался бессилен.
Этот пример свидетельствует о том, что подростку требуются не только психолог или репетитор, а комплексная помощь. Таким образом я подхожу к определению «педагогическая скорая помощь» или, не побоюсь этого слова, реанимация, которая не всегда необходима, но в описанном выше кейсе именно она и применялась.
Шаг первый: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется»
«Педагогическая реанимация» – это комбинированный подход к решению проблемы академической неуспешности, совмещающий методы психологии, коучинга и репетиторства.
В основе этой системы – принцип «зеркальных нейронов», суть которого в том, что человек транслирует окружающим свое настроение. Если учитель раздражен и нервничает, то, понятно, это влияет на учеников. Но, меняя свое состояние, мы можем изменить состояние других людей. Поэтому человек, который хочет помочь подростку, оказавшемуся в академическом провале, должен сам обладать позитивным психологическим ресурсом, иначе взаимодействие окажется неэффективным. Есть несколько довольно простых техник, одна из них – улыбнуться перед тем, как переступить порог школы и класса. Это простое движение мимических мышц очень многое значит и для вас, и для учеников.
Итак, первый шаг в оказании педагогической скорой помощи – мы должны быть бодры, позитивны и полны энергии.
Шаг второй: движение вверх
Второй шаг – это диагностика и шкалирование, когда мы просим ученика оценить способность постигать предметы по степени сложности по десятибалльной шкале от 1 (совсем не получается) до 10 (получается все и всегда).
Аналогичная коучинговая методика применяется при тестировании спортсменов во время подготовки к олимпиаде, когда они сами определяют свои пробелы и сами для себя устанавливают планку будущих достижений: например, если он вчера поднимал штангу в 100 килограммов, то теперь планирует попробовать поднять 110 килограммов. Или, если в прошлом году легкоатлет прыгал 2 метра в высоту, то в этом году он намерен прыгнуть на несколько сантиметров выше. То есть тренировка формируется по запросу чемпиона. Спорт – это такая сфера деятельности, которая не прощает ошибок и не терпит неэффективности, там всё сразу становится видно, кто там первый, а кто бежит в хвосте. Поскольку этот метод доказал свою эффективность, мы решили перенести его в нашу систему обучения.
Ученик так же, как и спортсмен, ставит перед собой задачу, определяя предметы, по которым он испытывает затруднения, а затем решая, какую оценку он хочет по ним получить. Коуч не советует, он предлагает способы достижения той или иной цели, а ученик выбирает наиболее подходящие для него. Задача, поставленная самим учеником, совершенно по-другому меняет его мотивацию, она наполняет его настоящей энергией –постепенно, не сразу. Но когда он понимает, что он не объект манипулирования, а субъект деятельности, то скорость его приближения к желанной цели возрастает.
Мы же путем шкалирования и наводящих вопросов помогаем ему сформулировать направление работы на ближайшее время. Встречи ученика с педагогом-коучем должны происходить не реже одного-двух раз в неделю, поскольку при отсутствии регулярности мы рискуем выйти из колеи и сойти с дистанции, если уж продолжить аналогии со спортом. Причём следует быть готовыми к тому, что у подростка каждую неделю цели и задачи будут меняться: например, на прошлой неделе он испытывал трудности по одному предмету, на этой – по другому, а на следующей – по двум-трём.
Шаг третий: «конфетка» для отчаявшихся
Но после диагностики мы не сразу приступаем к занятиям, а предлагаем ребенку еще одно коучинговое упражнение с условным названием «конфетка». Мы спрашиваем его, что хорошего, интересного, примечательного произошло у него за прошедшую неделю? Почти всегда на первых встречах это вызывает ступор.
«У меня? Радостного? – недоумевает ученик. – У меня в школе неприятности – одни двойки, дома мама меня ругает за эти двойки, и с другом мне не дают общаться, пока двойку не исправлю, и пользование компьютером ограничивают, считая, что из-за онлайн-игр у меня проблемы с учебой. В общем, жизнь моя – сплошной ад».
Мы безоценочно к этому относимся, просто слушаем и рассказываем ему (это искренний диалог, а не допрос) о своих успехах и приятных впечатлениях за прошедшую неделю, о том, какие события удивили или порадовали, и совсем не обязательно в личной жизни, а, например, в профессиональной деятельности.
И что происходит? Во время третьей или четвёртой встречи ученик начинает рассказывать вам о том хорошем, что случилось в его жизни, потому что у него меняется угол зрения и отношение к происходящему. И в этот момент возрастает уровень энергии, необходимой для того, чтобы сконцентрироваться на учёбе. Не сразу, но постепенно мы приближаемся к поставленной цели.
Шаг четвертый. Разминка для ума
Следующий шаг после поднятия энергии при помощи инструмента «конфетка», когда мы вспоминаем самые яркие, самые положительные впечатления, которые у нас сохранились с момента последней нашей встречи с учеником. – это упражнения, направленные на разминку ума. Это своеобразная физкультура, поскольку мозгу, как и любому органу, требуется активация. И вот такой кнопкой активации являются упражнения из области так называемой образовательной кинезиологии.
Их необходимость мы объясняем на очень простом, даже несколько упрощённом примере, который позволяет понять, как функционирует головной мозг. Известно, что у нас разные функции перераспределены внутри коры головного мозга между правым и левым полушариями, поэтому очень важно синхронизировать их работу и в то же время повысить общую активность головного мозга перед интеллектуальными занятиями. Как правило, почти все упражнения образовательной кинезиологии строятся на асинхронных движениях.
Можно, например, одну руку сжать в кулак, а у другой расправить ладонь. Это могут быть любые другие фигуры, в которые руки складываются попеременно и не синхронно, когда каждая рука делает своё движение.
И эти упражнения очень нравятся подросткам, потому что, как правило, сначала им дается это с большим трудом, но когда у них начинает получаться, они нередко показывают эти приёмы своим друзьям, родителям, и очень веселятся, когда у тех не получается. И демонстрируют свои достижения. Это добавляет им уверенности в своих силах и в том, что всё возможно. Подростка трудно заставить делать обычную зарядку, а вот такая увлекательная разминка вполне подходит к нашему случаю.
Другим способом активации мозга является разминка кончиков пальцев. Как известно, на поверхности пальцев нервных окончаний больше, чем на поверхности всей спины. Это позволяет, например, слепым людям считывать лица. И если кончик каждого пальца по очереди размять, а потом хлопнуть в ладоши и ладоши растереть до ощущения теплоты в руках, это уже дополнительно активирует мозг и наполняет нас энергией. Мы чувствуем, что, оказывается, сколько у нас внутри тепла, которое мы можем выработать сами. И таким образом при помощи этих и других упражнений мы помогаем подростку активировать его мозг. Разумеется, мы выполняем эти упражнения вместе с учеником, а не просто даём ему задания.
Шаг пятый: упражнения на развитие мышления
Итак, мы подняли общий уровень энергии, создали позитивное настроение, размяли мозг, но сразу к учебным занятиям мы не переходим. Мы стараемся запустить несколько игровых упражнений, которые развивают мышление и внимание. Это можно сделать разными способами. Например, есть такое упражнение «Муха», которая помещена в девять квадратиков на пересечении трёх горизонтальных и вертикальных линий, и муха или любой другой объект может перемещаться влево, вправо, вверх, вниз, и, соответственно, мы вслух проговариваем ее перемещения. Ребёнок должен удерживать в уме, где находится объект. Это особенно полезно тем, кто имеет проблемы с геометрией, физикой, химией, где пространственное расположение объектов имеет значение, или с географией, с историей, где для обучения используются карты.
Можно, как только получается, ускорять темп выполнения этого упражнения или же перейти, например, к объёмным заданиям, одним из которых является «Подводная лодка». «Подводная лодка» находится в кубе, и она уже способна двигаться не только влево, вправо, вверх, вниз, но и вперёд и назад. То есть ученику еще сложнее удержать в памяти местонахождение объекта, но постепенно у него это получается всё лучше и лучше.
Упражнений на мышление очень много, но мы, например, используем такое, как «Ханойская башня». Выглядит это как детская игрушка: три стержня, на одном из которых, если мы берем самый простой вариант, нанизаны три колечка разной ширины – маленькое, среднее и широкое. И наша задача – с крайнего левого стержня последовательно переложить все колечки на крайний правый стержень. При этом очень важно, что можно класть маленькое на среднее и на большое, но нельзя класть большое на маленькое. Мы должны удерживать в уме все эти правила и за минимальное количество действий переложить колечки с одного стержня на другой. При этом всё происходит под метроном. За один удар в секунду мы делаем одно действие. Постепенно, как только у ребёнка начинает получаться, как при выработке любого навыка, мы, во-первых, увеличиваем темп, а во-вторых, можем добавлять колечки, что резко увеличивает количество необходимых действий. Это простое упражнение, как говорят дети, позволяет очень сильно «прокачивать мозг». И в какой-то момент некоторые из наших школьников стали жаловаться на низкий темп урока.: «Я уже всё понял, а почему-то мои одноклассники не успевают за объяснением учителя», – говорят они. Возникает такое общее развитие мозга, которое позволяет ребёнку выполнять сложные мыслительные операции.
Шаг шестой: «Антилень», или «Учись учиться»
По-разному мы его называем, но суть одна и та же. В жизни каждого подростка и взрослого бывают такие ситуации, когда нужно что-то сделать к определенному сроку, но заставить себя невозможно – лень мешает. Что же делать в этом случае? Мы показываем несколько способов, как обмануть лень. Что такое лень? Лень – это некая инерция мозга, некие процессы торможения, которые не позволяют ему активироваться. Но, во-первых, все предыдущие приемы тоже этому способствуют и повышают уровень энергии, поэтому лени, как правило, не возникает. Но если всё равно она сохраняется, мозг также можно обмануть. Самым эффективным упражнением является работа с так называемыми спринтами, или «pomadora». Придумал это упражнение в 1980 году студент итальянского университета Франческо Чирилло, которому надо было в кратчайшие сроки подготовиться к сессии. Для скорости он использовал кухонный таймер в виде помидорки, засекал с его помощью время и старался выучить материал за 10 или 15 минут. Потом отдыхал и снова продолжал свой «бег на короткие дистанции». Вскоре этот опыт стал широко использоваться в тайм-менеджменте.
И с тех пор эти таймеры получили название «помадора», или спринты, то есть короткие отрезки. Выглядит это так. Мы засекаем таймер – например, на 16 минут. Одну минуту ученик только думает о том, как будет здорово, когда всё будет сделано, как удивится друг, которому он впервые в жизни даст списать домашнюю работу, как обрадуется, удивится учитель, когда увидит уровень его знаний, какое счастье будет у мамы или у папы, когда он получит хорошую отметку. В общем, всё про это. Мы думаем только о хорошем, что будет, когда всё будет уже сделано. И потом наступает 15 минут активнейшей работы. Например, за это время необходимо решить 10 уравнений по алгебре. Напрягая все свои возможности – физические и интеллектуальные, ученик работает из последних сил, не отвлекаясь ни на что, отключив все телефоны. После того как прозвенел таймер, у школьника есть 3–5 минут, чтобы расслабиться, он бросает решение задачи на середине и отдыхает: смотрит в окно, пьёт чай, проверяет мессенджеры, то есть делает всё что угодно. Потом опять звучит таймер и опять засекается 16 минут. Одну минуту он думает, как будет здорово, когда всё это закончится, а потом 15 минут изо всех сил работает.
И вот такими рывками, такими спринтами мы обманываем лень.
Исследования показали, что эффективность такой работы гораздо выше, чем выполнение заданий без перерыва по часу, по два.
Мозг не стайер, мозг – спринтер, он любит высокую интенсивность с короткими вспышками активности, а когда он очень долго работает, то быстро истощается. Это один из самых энергоёмких органов, а за счет упражнения «спринты» или «помадора» нам удается обмануть лень.
Шаг седьмой: построение ментальной карты предмета
Она напоминает дерево с ветвями, на каждой из которой расположены основные разделы и темы (биологии, истории, алгебры и так далее). Это создает порядок изучения: все темы разложены по полочкам, как вещи в шкафу. И как только мы прошли какой-то курс, мы его на этой карте памяти закрашиваем маркером – выделителем. Так мы отмечаем наше движение вперед, что придает уверенности в дальнейшем освоении материала. Аналогичный метод мы используем и при подготовке к экзаменам.
Шаг восьмой: суперпамять
Кроме зубрежки, есть разные способы выучить формулы, термины, правила, стихи, иностранные слова, исторические даты – в общем, все то, на что есть запрос ученика. Это так называемая «римская комната», метод цепочек и ассоциаций, метод вычитания, метод приближения. Мы предлагаем ребенку на пробу несколько разных приемов запоминания, а он выбирает один из них, самый подходящий для него. Например, школьник испытывает затруднения при запоминании стихов. Одна из действенных методик – нарисовать стихотворение в виде пиктограмм. Образы и символы, которые возникают у школьника после прочтения каждой строчки поэтического произведения, он перекодирует в пиктограммы.
Сначала он читает текст стихотворения, одновременно сопоставляя его со своими зарисовками, потом мы текст закрываем, и он пересказывает его только по символам. Конечно, где-то сбивается и ошибается. И тут происходит самое главное. Мы учим ребёнка странной вещи, которая редко встречается в массовой школе – мы учим его радоваться ошибке.
Шаг девятый: радость от ошибки
«Давай вместе порадуемся, что ты здесь ошибся, – говорим мы, – потому что мы сейчас подчеркнём это слово, мы его выделим маркером и придумаем для него другой символ». Есть анекдот о том, как запомнить, когда у твоей тёщи день рождения: один раз забыть, и будешь помнить всю жизнь. Так же и здесь. Мы часто запоминаем свои ошибки и благодаря этому учимся на них. С одной стороны, ошибки отрицательно влияют на оценки, с другой – к ним следует относиться как к опыту, как к сигналу что-то исправить., к чему-то ещё раз вернуться и поработать с этим. В нашем случае с заучиванием стихотворения после работы над ошибками опять закрываем текст и по пиктограммам его воспроизводим.
Шаг десятый, последний: отпустить ученика в самостоятельное плавание
Итак, подведем итоги. Мы встречаемся с учеником раз в неделю, наше занятие длится полтора часа. Начинаем с наполнения его энергией, помогаем ему почувствовать, что у него есть силы заниматься. Затем мы шкалируем его готовность по разным предметам, и ученик сам ставит перед собой планку достижений – какую оценку он хотел бы получить, на каком уровне изучить материал. После этого мы делаем разминку для мозга, упражнения на логическое мышление, на его активацию, и мы учим его, как преодолеть лень и как лучше запомнить факты, формулы, стихи и так далее. И только после всего этого мы открываем учебник (по алгебре, физике, географии, любому другому предмету) и работаем непосредственно с конкретным содержанием, с конкретной темой.
И, разумеется, «конфетка». Невероятно трудно описать чувство, которое ты испытываешь, когда ученик делится своими впечатлениями от хорошей оценки, которую он заслужил благодаря нашим с ним занятиям, радостью от того, что он лучше стал понимать тот предмет, который раньше вызывал у него серьезные затруднения.
И в какой-то момент (иногда через три месяца, иногда через четыре, иногда в конце учебного года) необходимо делать то, что редко делают репетиторы и психологи: отправить ученика в самостоятельное плавание, чтобы все, чему он научился, он продолжал делать без помощи педагога. Репетиторы или психологи, которые проводят платные сеансы, не заинтересованы в быстром конечном результате, им это невыгодно. А у нас задача другая. У нас задача – сделать так, чтобы ученик был успешным и самостоятельным, чтобы он мог достигать успеха без посторонней помощи. И это очень важное и непростое действие. Чаще всего инициатива «расставания» исходит от самого ученика, который начинает посещать наши занятия все реже, ссылаясь на дела или просто забывая о них. А забывает почему? Потому что ему не так это нужно и важно, как раньше. Мы и с родителями договариваемся, чтобы они не напоминали.
Это ключевой десятый пункт в этих всех встречах, но и самый сложный, деликатный. С одной стороны, мы привыкаем к ученику, и, как писал Экзюпери, «мы в ответе за тех, кого приручили», с другой стороны, мы не должны приручать, а наоборот – дать ему возможность уйти. Ведь мы его полностью вооружили полезными методиками, он окреп, приобрел уверенность в себе, а дальше – сам или сама.
Заключение
Я в самом начале дал определение, что такое педагогическая реанимация. Это комбинированный подход к решению проблем академической неуспешности, совмещающий методы психологии, коучинга и репетиторства. Почему так важен комплекс этих приемов? Потому что коуч помогает человеку поставить цель и идти к ней. Психолог работает с состоянием, решает проблемы коммуникации личности, внутренние личностные конфликты. А репетитор работает только с конкретным предметным материалом – в основном его задача состоит в том, чтобы человек освоил какие-то знания.
Обычные занятия с репетитором эффективны только для мотивированных детей, желающих поступить в определенный вуз и старающихся набрать максимум баллов для поступления. А мы говорим о той ситуации, когда ребёнок находится в зоне академической неуспешности, когда он воспринимается учителями как «двоечник» или слабый «троечник», демотивированный и лишенный энергии, необходимой для учебы.
В следующем году мы планируем перейти от разовых встреч к системной работе с отстающими. Для этого у нас есть квалифицированная тьюторская служба, которая теперь будет работать не только в старшей, но и в основной школе. К этим специалистам смогут обратиться как классные руководители, так и родители подростков. Тьюторы будут сопровождать педагогов, ведущих занятия с ребятами, которые испытывают трудности в обучении.
Алексей Голубицкий, директор «Школы будущего»
Вести образования
Фото с сайта smotryashka.ru