Кейс-игра для родителей
«А как поступили
бы ВЫ?»
О кейс-игре

Отношения с родителями — это один из важнейших факторов, влияющих на формирование личности и характера ребенка. Дети часто берут в качестве примера модель поведения взрослых и делают выводы на основе ситуаций, в которых они взаимодействуют с родителями. Большинство мам и пап не придает значения мелким ежедневным конфликтам и не обращают внимания на то, как они разговаривают с детьми и за что их наказывают. 

С помощью разработанных психологами кейсов вы узнаете, какими последствиями для ребенка могут обернуться ваши привычные действия. Вы сможете проанализировать свой опыт общения с ребенком, разобраться в каждом конкретном случае и понять, как можно избежать тех или иных проблем. 

Развернуть
Работа с кейсами

Во время кейс-игры вам будут предложены типичные ситуации, связанные с воспитанием детей, и варианты их решения. Вам предстоит сделать выбор, как поступить в том или ином случае. 

Как решать кейс?

  • Выберите возраст ребенка — все ситуации разработаны с учетом возрастных особенностях детей
  • Внимательно ознакомьтесь с описанной ситуацией и вариантами ее решения
  • Выберите вариант, который считаете наиболее подходящим

По итогам решения каждого кейса вам будут предложены рекомендации по выбору наиболее конструктивных методов и приемов воспитания и моделям поведения в каждой конкретной ситуации, которые помогут действовать в интересах ребёнка и выстраивать с ним гармоничные отношения.

Проходить кейсы можно несколько раз, чтобы потренироваться в выборе наиболее гибких и подходящих решений.

Развернуть
Сколько лет вашему ребенку?
Полезные материалы
1Ситуация
Ситуация 1

Мама 10-летней Насти стала замечать, что в последнее время девочка приходит из школы грустная и раздраженная, ей тяжело вставать с утра, она долго собирается и стала придумывать отговорки, ссылаясь на якобы плохое самочувствие и усталость, чтобы не идти на занятия. На вопросы о том, что случилось, девочка отвечала, что ничего особенного, что была ссора с подругами, но все наладилось, что просто устала и хочет побыть дома. Маму немного удивил тот факт, что за последние две недели ей особенно не хотелось идти в школу по четвергам.

Когда они всей семьей поехали в магазин за продуктами, мама решила порадовать дочку и купить ей новое платье, но девочка наотрез отказалась, сославшись на то, что ей платье не нужно и лучше купить толстовку. Она выбрала вещь темного цвета, что не особо понравилось маме, но спорить она не стала. На следующий день, ожидая Настю возле школы, мама разговорилась с мамой одной из ее подруг и совершенно случайно узнала, что над Настей на физкультуре смеялись одноклассники и ребята из параллельного класса, когда она не смогла выполнить упражнение. Кто-то из ребят грубо и неприятно пошутил над ней, и это стало гулять по школе. Но Настя об этом ничего не сказала дома. Мама сильно испугалась, что над девочкой станут издеваться ровесники. Теперь все встало на свои места, ведь именно в четверг по расписанию у Насти физкультура. У Насти нет проблем с лишним весом, ее нельзя назвать толстой. Но из-за широкой кости (гиперстенический тип сложения) и того, что она более развитая по сравнению с другими девочками, она выглядела более крепкой и крупной. Нетрудно догадаться, что она серьезно переживает и начинает стыдиться своего тела.

Ситуация крайне деликатная, ведь даже Настя еще не призналась в этом. Как бы вы поступили на месте мамы девочки в этой ситуации, как отреагировали бы, чтобы не допустить травли в школе и психологической травмы?

Варианты ответов:
Ваш ответ:
А
Я не позволю обижать мою дочь, такое нельзя спускать с рук детям, да и школа куда смотрит! Если она скрывает, значит ситуация совсем вышла из-под контроля. Сегодня же позвоню классному руководителю и приду завтра в школу и разберусь с классом, если надо и их родителям позвоню, пусть поставят на место своих детей. А если не смогут – сама поставлю! И ей урок будет, что нельзя такое замалчивать и давать слабину.
Как и у любого родителя, у вас естественно обострился родительский инстинкт, вы не можете допустить, чтобы вашу дочку кто-то посмел обидеть. Понятно, что быстрые, жесткие и принципиальные меры заставят педагогов и администрацию школы обратить внимание на данную ситуацию и как-то реагировать. Но поможете ли вы ей пережить это и справиться с ситуацией на самом деле? Угрожая ее сверстникам, вы рискуете еще больше настроить детей против нее, привлечь к ней внимание. Не стоит подчёркивать её статус жертвы, нужно услышать и другую версию событий, поговорить со школой. Важно понять, почему она не поговорила с вами и пыталась скрывать этот инцидент. Возможно, что она боялась вашей чрезмерной реакции. Даже если ребята отстанут от нее, она все равно будет сомневаться в себе, своей привлекательности. Поэтому не менее важно помочь вернуться в школу и перезапустить отношения с одноклассниками.
Б
Буду с ней помягче. Завтра позвоню классному руководителю и скажу, что она пока ходить не будет. Поговорю с ней и узнаю, кто именно ее обижал, встречусь с ними после школы и попрошу больше не обижать, обзвоню всех родителей. Буду как могу спасать ситуацию.
Вы очень переживаете за дочь и хотите как можно быстрее и с наименьшими эмоциональными потерями для нее разрешить эту ситуацию. Но так вы создаете иллюзию ее защищенности, а не решаете проблему. В глазах одноклассников она становится девочкой, которая не может сама за себя постоять и за которую приходит вступиться мама. Конечно, важно поддержать ее и дать психологически отойти от случившегося, но нельзя лишать ее уникального опыта разрешения конфликтов и возможности научиться защищать себя в коллективе. Так как психологически ситуация для нее самой не разрешилась, и вы взяли всю ответственность на себя, она не смогла должным образом разобраться в ситуации и своих чувствах. Также эта стратегия может негативно отразиться на ее самооценке, научить уходить от трудностей, проблем. Страх неудачи может сделать девочку робкой, нерешительной, пассивной и закрытой в общении со сверстниками. Ведь она уже не доверила вам свои переживания, поэтому важно научить ее открыто выражать свои чувства, просить о помощи.
В
Пока ничего говорить не буду, пусть сама разбирается. Не буду поднимать панику, сейчас все дети такие жестокие, возможно, она сама это спровоцировала, она тоже за словом в карман не полезет. Раз она не говорит нам, значит, не все так страшно. Она должна уметь за себя постоять, пусть учится выживать в коллективе, ей пригодится это в будущем.
Конечно, важно разобраться, не могла ли дочка сама спровоцировать конфликт, за которым потом последовали издевательства в ее адрес. Но если вы займете позицию отрицания или преуменьшения проблемы, отстранитесь от нее и не поддержите, то есть большой риск недооценить степень опасности и негативные последствия для психологического здоровья дочки. Ведь простые обзывания достаточно быстро могут перерасти в настоящий буллинг и психологическую травму для девочки. Сейчас она чувствует себя беззащитной и уязвленной, только семья в этой ситуации может вернуть ощущение защищенности. Ей будет одиноко, тревожность усилится, это негативно скажется на самооценке и восприятии своего тела, отношении к себе в целом. Дети легко раздают ярлыки, которые могут надолго прикрепиться к девочке. В этом возрасте дети крайне чувствительны к социальным оценкам группы, но при этом для них еще важен авторитет взрослого, и они особо нуждаются в поддержке родителей.
Г
Понаблюдаю за ней и в подходящий момент поговорю откровенно, расскажу, как со мной был похожий случай, и поддержу ее. Она должна знать, что я рядом и мы вместе через это пройдем, если нужно поддержим ее в занятиях спортом, чтобы еще лучше выглядеть. Нужно понять, насколько все серьезно и что именно произошло на физкультуре, далеко ли это зашло, как она сама отреагировала и смогла ли себя защитить. Главное, чтобы она не боялась говорить с нами и доверяла свои проблемы.
Это наиболее оптимальная и взвешенная стратегия, которая позволит вам разобраться в ситуации со всех сторон, и только потом выбирать тактику поведения и помощи дочки. Даже то, как вы подходите к сбору информации и разбираетесь во всех деталях, – для нее пример того, как надо действовать в подобных ситуациях, как выстраивать отношения в коллективе, как контролировать свои эмоции и сохранять самообладание в сложных ситуациях, как выдерживать прессинг. Так вы сможете наладить доверительные отношения с дочкой, которая изначально не была готова признаться в случившемся. В ее жизни будут еще более сложные ситуации, уровень доверия в ваших отношениях в будущем будет зависеть и от этой ситуации. Важно использовать эту ситуацию как возможность научиться защищать себя в среде сверстников и быть готовой к несправедливой критике, но сначала она должна довериться вам.
1Ситуация
Ситуация 1

Мама заметила у 11-летнего Максима царапины на лице и надорванный рукав недавно купленной рубашки. На вопрос, что именно случилось, он погрустнел и признался, что его задирал и побил старшеклассник, но он не дал себя в обиду и ответил, как мог. Что ничего страшного нет, и они разобрались по-мужски, а волноваться из-за возможного повторения ситуации вовсе не стоит.

Максим слезно просил, чтобы мама с папой не вмешивались, иначе над ним будут смеяться в школе, будто он «маменькин сыночек». Мама облегченно вздохнула и собиралась вечером с гордостью рассказать папе о том, что сын взрослеет и растет «настоящим мужиком», что может постоять за себя и что вложенные в воспитание силы себя оправдывают. Это особенно было важно для папы, он в свое время настоял на том, чтобы Максим начал ходить в разные силовые секции и не рос «тряпкой». Но ее опередил неприятный звонок от классного руководителя с приглашением прийти в школу на встречу с другим родителем, так как, оказывается, Максим задирает мальчика из младшего класса, подрался с ним и выбросил из окна его портфель на глазах ребят. Мальчик пытался его остановить и оттолкнуть от окна. Более того, это уже не первый случай. После того как Максим первым толкал его на перемене, о чем есть запись на школьных камерах, с ребятами была проведена беседа, и Максим обещал его не трогать, но ситуация снова повторилась. Также он был замечен с ребятами из старших классов за школой, и от него пахло сигаретами. Мама того мальчика настроена враждебно, классный руководитель хочет решить все мирно и не усугублять конфликт в школе.

Ситуация выглядит неоднозначно, ведь слова Максима совсем не сходятся с тем, что говорит классный руководитель. Есть риск, что он попал под влияние плохой компании! Как на месте родителей Максима вы бы поступили в этой ситуации, как отреагировали бы на такое поведение сына?

Варианты ответов:
Ваш ответ:
А
Пока не буду говорить отцу, а то он на него разозлиться и накажет, толком не разобравшись, а Максим такой ранимый. Не мог он так поступить и соврать мне, что я своего сына не знаю! Наверное, в школе как всегда толком не разобрались и перевели все стрелки на него! Им лишь бы не раздувать и найти побыстрее виноватых. Ему пока только 11 лет, кого он вообще может обидеть, да и курить бы не стал, наверное, просто постоял рядом, а они и это притянули за уши. Конечно, надо поговорить с ним и попросить больше не привлекать негативное внимание к себе и вести себя хорошо.
Конечно, любому родителю кажется, что он хорошо знает своего ребенка, и хочется видеть в нем только лучшие качества, всегда заступаться за него. Занимая такую позицию, вы будто не хотите признавать, что ваш ребенок взрослеет и может вести себя иначе в среде сверстников, что он уже не тот послушный и спокойный маленький ребенок, каким был раньше. Вы также не готовы попытаться увидеть ситуацию глазами школы и представить, как сложно в этой ситуации другому мальчику и его родителям. Если Максим поддался негативному влиянию дурной компании и сделал что-то на спор, чтобы показать себя крутым в среде сверстников, то вы негласно поощряете это и создаете для него ощущение безнаказанности, не останавливаете его в рискованном поведении. Важно принимать во внимание наличие доказательств его проступков. Настораживает, что ребенок не сказал вам правду, и при таком подходе вы только поддержите у него данную модель поведения, и в будущем он может успешно пользоваться этим и обманывать вас в более серьезных ситуациях.
Б
Сейчас позвоню отцу, и вечером ему мало не покажется! Как он посмел мне соврать, да еще и в школе нас кем выставил. Теперь придется идти краснеть и извиняться за него. Если не умеет нормально себя вести, то примем меры, сейчас я ему все выскажу и устрою! Пусть сидит теперь и трясется от страха сам! И в школу пойдет вместе с нами и будет перед всеми извиняться как миленький!
Безусловно, важно показать Максиму, что такое поведение неприемлемо, он должен понять и признать свои ошибки. Но занимая жесткую позицию без спокойного разбора ситуации, вы тоже выбираете силовую модель поведения. Так ребенок может еще больше озлобиться, не сделает правильных выводов и не до конца осознает свою вину, ему может показаться, что его к этому принудили. Задумайтесь, почему он захотел выставить себя именно жертвой ситуации и соврал вам? Возможно, он боялся вашей реакции. Страх заставляет детей обманывать, часто свою тревогу они неосознанно выражают в виде агрессии, злых шуток и розыгрышей над более слабыми и психологически уязвимыми сверстниками.
В
Да, ситуация запутанная, надо спокойно во всем разобраться. Сегодня вечером поговорим с ним серьезно, до того как придется идти в школу. Самое важное – узнать правду и понять, что именно с ним происходит и почему он рассказал мне совершенно другую историю и выставил себя жертвой, возможно, он чего-то боится или связался с плохой компанией. Может, стоит для начала самой с ним поговорить, рассказать о звонке и напрямую спросить, что это все значит и где правда. Скрывать уже бесполезно, и он это поймет.
Так вы сможете узнать истинные причины поведения ребенка и открыто поговорить с ним о том, что случилось, а уже потом решить, как поступить в дальнейшем. Ведь на такое поведение вашего ребенка могли спровоцировать, возможно, он поступил так на спор или ради того, чтобы доказать что-то ребятам старше. Может быть, тот мальчик сказал ему что-то обидное до этого или между ними есть серьезный конфликт, а ваш сын в силу возраста не знает, как его разрешить цивилизованным путем. Выбирая такой рациональный и спокойный подход, вы показываете ребенку позитивный пример. Он будет готов открыть вам правду и осознать свои ошибки. Важно, что при трудном поведении ребенка вы вместе с отцом показываете ему, что врать бесполезно.
Г
Придется идти разбираться, или пусть вообще отец идет и успокоит там всех, наверняка, очередная тревожная мамаша панику поднимает, так как не научила своего сына нормально себя вести. Подумаешь, выкинул портфель и потолкали друг друга, они в этом возрасте чего только не устраивают, бегают, колотят друг друга, не успеваешь стирать за ним. И, наверняка, тот мальчик тоже не подарок. Своему я тоже, конечно, скажу, чтобы не создавал нам лишних проблем и держался от них подальше. Но и школа тоже хороша, конечно, неужели сами не могли разобраться, никто же серьезно не пострадал.
С одной стороны, конечно, не стоит паниковать и сразу же считать мальчика хулиганом. С другой стороны, есть риск, что вы недооцениваете сложность ситуации и не понимаете, что есть причины, заставившие его так себя вести. Если своевременно не отреагировать и не убедить ребенка в недопустимости такого поведения, он может решить, что такое будет сходить с рук и в будущем, что достаточно просто скрывать проблему или представить все в более выгодном для него свете, чтобы не расстраивать вас и отца. Если вы захотите побыстрее замять ситуацию, то ваш ребенок лишится крайне ценного опыта и возможности научиться цивилизованно решать конфликтные ситуации, осознавать ответственность за свои поступки и их последствия. В этом возрасте дети не в состоянии проанализировать, к каким последствиям могут приводить их действия. Без обсуждения и демонстрации вашей родительской позиции ребенку трудно будет адаптироваться в обществе, усваивать нормы и регулировать собственное поведение, негативные эмоции. Несмотря на то, что ситуация произошла в школе, где специалисты совместно с нами воспитывают детей, все же школа нацелена на обучение ребенка. Поэтому только школа не может нести ответственность за поведение вашего ребенка в социуме, за то, какими ценностями, нормами и правилами общения он руководствуется.
1Ситуация
Ситуация 1

У вас растет активный, добрый и любознательный ребенок, он особо не доставлял вам проблем, кроме своей неуемной энергии. Но в последнее время на вашего 9-летнего Колю стали жаловаться учителя, говорят, что он иногда плохо ведет себя на уроках, даже срывает их и нарушает учебный процесс. Не может себя контролировать, вечно крутится, не может сосредоточиться на материале, отвлекается сам и отвлекает остальных какими-то шуточками и приколами, пытается выделиться и обратить на себя внимание. В целом это все в пределах типичного поведения детей данного возраста, но особенно ярко это проявляется у него на уроках математики.

Классный руководитель относится к этому с пониманием, но вот учитель математики злится не на шутку. Синдрома гиперреактивности у Коли нет. Недавно учитель сделал ему грубое замечание при всем классе и повысил голос, чтобы он успокоился. Коля пришел из школы обиженный, вы заметили, что он изрисовал все тетради и учебник по этому предмету, стал негативно отзываться о школе. Дома Коля ведет себя послушно, хотя многое приходится ему напоминать и помогать с каждым заданием. Он часто за многое берется, но с трудом доделывает что-либо до конца. Стало еще труднее делать уроки, ему быстрее хочется играть с друзьями в онлайн-игру, а чтобы сделать математику, вам приходится буквально стоять над ним.

Как помочь ребенку адаптироваться в школе и выдерживать учебный ритм и нагрузку, наладить дисциплину, чтобы не усугублять конфликт с учителем математики?

Варианты ответов:
Ваш ответ:
А
Узнаем, что устроил этот юморист на уроках, и накажем – останется без компьютера и телефона на неделю, а если не возьмется за ум, то и без подарка на день рождения. Он у нас дошутится! Придется закрутить гайки и принять меры, не хочу получать очередное гневное сообщение в чате о его поведении или краснеть на собраниях. Уже не маленький и должен включать голову! Так можно и на ремень отца нарваться!
Так вы рискуете вызвать еще большую агрессию, негатив и резкое снижение учебной мотивации. Такой подход также не учитывает возрастных особенностей детей и того, что им крайне трудно себя контролировать. Они подвижны, и им сложно усидеть на одном месте, они стремятся активно проявить себя. К 3-4 классу формируется самооценка ребенка. Она может быть адекватной, завышенной или заниженной. Ваше резкое осуждение и тем более физическое наказание может негативно отразиться на самооценке ребенка, возможно, вы остановите его негативное поведение, но он не поймет, почему так вел себя, тревога и обида никуда не денутся. Более того, проявленная агрессия скажется на ваших с сыном отношениях. Он либо замкнётся и станет скрывать от вас свою жизнь в школе, что в старших классах приведёт к значительно большим трудностям, либо сделает вывод, что агрессия допустима и станет её проявлять в том числе в отношениях с вами. Резкие, жесткие меры всегда приводят к ухудшению детско-родительских отношений. Желание применить насильственные методы - это признак родительского бессилия. В таких ситуациях поможет разговор со школьным психологом, опытным педагогом или другими родителями, которые могут посмотреть на ситуацию со стороны и помогут найти альтернативное решение.
Б
Надо сейчас посвятить все время ему. Он, наверное, сильно переживает из-за учителя. Может, ему мало внимания отца, ведь он уехал так надолго в командировку. Или все проблемы из-за этих игр-стрелялок. А перед учителями, что делать, снова придется извиняться, завтра куплю конфет и чая и пойду на поклон к учителю математики. Буду просить, чтобы он был с сыном помягче.
Так вы будто оправдываете поведение ребенка и воспринимаете ситуацию как компенсацию его потребностей без попытки прояснить, так ли это на самом деле. Если вы отказываетесь принять его плохое поведение и не стремитесь помочь ему справиться с этим, не учите его регулировать собственное поведение, он примет это как норму и будет и дальше так себя вести. А извиняясь за него перед учителями, вы берете всю ответственность на себя. Вы создадите видимость решения проблемы, но она никуда не уйдет. Подарок учителю и ваши просьбы могут помочь только на какое-то время, ребенок позже может почувствовать вседозволенность или вызвать еще больший негатив к себе со стороны школы.
В
Скажу ему, что, если ему негде реализовывать свое чувство юмора, пусть идет в школьный КВН, чтобы мне и папе нервы не трепал своими шуточками. Это не наша проблема! Это учителя явно не справляются на своих уроках и не могут держать нормальную дисциплину в классе, дома он как шелковый и таких проблем нет. Ну подумаешь, шутил и крутился, он же ребенок, они должны знать, как поставить его на место, и сделать замечание. Что теперь по каждому его чиху они мне будут названивать?!
Таким образом вы будто отказываетесь признавать, что ваш ребенок растет и меняется, что в его поведении могут появиться проблемы. Если бы так вели себя многие в классе, можно было бы усомниться в компетентности учителей, но так как ситуация касается только вашего ребенка и происходит это на уроке математики, то здесь необходимо вовлечение родителей и откровенный разговор с ребенком. Спор об ответственности школы и родителей в воспитании детей, ваше нежелание включаться в ситуацию не приведут к ее продуктивному разрешению.
Г
Надо во всем разобраться, что с ним и почему он так себя ведет на математике. Для этого возраста это вполне естественно, но он, конечно же, перегибает палку. Раз он привлекает к себе внимание, значит, оно ему для чего-то нужно. Надо поговорить с их школьным психологом и классным руководителем, интересно, что они скажут. Не на пустом же месте это началось.
Это наиболее продуктивная стратегия, продиктованная вашим искренним желанием разобраться, в чем же дело. Часто родителям трудно в одиночку понять, что происходит. Поговорив со специалистом, вы решите, что конкретно нужно делать вам как родителю, как выстроить общение с учителем математики. Это упростит ваш диалог с ребенком и поможет ему осознать, что он грубо нарушает требования школы, проявляет неуважение к учителю. Также вы покажете, что готовы к сотрудничеству и диалогу, а не просто обвиняете школу в некомпетентности.