1Ситуация
Кириллу 6 лет. Сегодня вместе с родителями он идет на праздник в честь дня рождения своего друга. В приглашении, которое он получил заблаговременно, его предупредили, что праздник будет в пиратском стиле. В спешке Кирилл забыл свой костюм дома и понял это только сейчас. Кирилл очень расстроен и сообщает родителям, что они должны были напомнить ему о костюме, который остался висеть в прихожей. Скорее всего, в подобной ситуации вы бы сказали/поступили:
Ваш ответ:
А
Сообщу Кириллу, что на праздник пригласили его и о костюме должен был помнить именно он.
Б
Да, действительно, стоило помнить об этом условии. Оперативно схожу в ближайший магазин и куплю пиратские атрибуты, которые там найдутся.
В
Придется всем вместе поискать выход из сложившейся ситуации. Скажу, что каждый должен высказать 1-2 предложения, в том числе и Кирилл.
Г
Ничего страшного. Скажу, что уверен/а, не все ребята пришли в пиратских костюмах. Тем более на время игр будет удобнее без него.
2Ситуация
На празднике много детей, все веселятся и играют. Пришло время вернуться за стол. Кажется, родители именинника приготовили детям сюрприз. Именинник и большинство детей уже сели, но Кирилл продолжает бегать, демонстративно игнорируя призывы родителей остановиться. Скорее всего, в подобной ситуации вы бы сказали/поступили:
Ваш ответ:
А
Встану и приведу его за стол. Дети часто заигрываются и перестают что-либо слышать.
Б
Ничего страшного. Если он увидит что-то интересное за столом, то сразу же подойдет.
В
Пойду и объясню, к каким последствиям приведет его игнорирование призывов родителей остановиться и вернуться за стол.
Г
Подойду и уведу его из общего зала до тех пор, пока он не успокоится.
4Ситуация
Праздник заканчивается. Дети пьют чай. Кирилл нечаянно задевает соседнюю чашку и обливает платье девочки, сидевшей рядом. От неожиданности девочка вскрикнула и заплакала. Ее папа быстро подошел и спросил, что случилось. Кирилл молча встает из-за стола и пересаживается к родителям, которые видели, как все произошло. Скорее всего, в подобной ситуации вы бы сказали/поступили:
Ваш ответ:
А
Я заставлю его пойти и признаться. С его стороны это недопустимое проявление трусости.
Б
С девочкой все в порядке. Если он сможет, то пусть подойдет и извинится. Если нет, то я самостоятельно объясню ситуацию.
В
Пойду вместе с Кириллом к девочке и объясню, что это получилось случайно.
Г
Узнаю у Кирилла, почему он не признался. Видимо, он тоже испугался. После этого предложу ему пойти вместе и извиниться.
Выводы:
В данном кейсе описана достаточно распространенная ситуация, связанная с поведением ребенка, который находится на празднике.
В первом эпизоде забывчивость Кирилла говорит о его рассеянности, ведь мысленно он уже был на празднике и поэтому оставил костюм в прихожей. Подобные ситуации часто встречаются и у взрослых, а для детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, они более чем обычны. Родители не должны осуждать ребенка, чувство вины только навредит ему, а не поможет развиваться. Правильно будет не пытаться найти виноватого, проигнорировать или разрешить ситуацию за него, а совместно найти решение. Эта тактика исключает агрессию и поможет ребенку закрепить выбор конструктивных решений в будущем.
Во втором эпизоде, когда Кирилл игнорировал призыв родителей вернуться за стол, наиболее простое решение – отвести ребенка за стол. Оно эффективно, но не несет в себе развивающего содержания. Когда ребенок не реагирует, родители постепенно начинают выходить из себя и резкая, а порой и агрессивная, реакция начинает казаться оправданной и единственно возможной. Проблема кроется в том, что ребенок запоминает такую модель поведения и действительно перестает слышать родителей, пока те не примут решительных мер. Оптимальная реакция – сделать эту ситуацию развивающей и дать возможность Кириллу самостоятельно выбрать решение, зная, что произойдет, если он не послушается родителей или же будет внимателен к их призывам.
В третьем эпизоде мы можем предположить, что не соблюдать правила и толкаться вполне естественно для Кирилла, тем не менее это преждевременный вывод, который может спровоцировать неверные действия со стороны родителей. Оптимальный вариант –самостоятельно понаблюдать за его поведением, чтобы определить последствия, если это действительно так. Сообщая Кириллу, что последует в случае нарушения или соблюдения правил, родители учат сына саморегуляции и формируют у него чувство ответственности за свое поведение.
В четвертом эпизоде поведение Кирилла связано с его возрастными особенностями: неожиданный поворот ситуации напугал его, и он инстинктивно поспешил укрыться у родителей под крылом. Это совершенно адекватная реакция. Задача родителей в данном случае состоит в том, чтобы помочь Кириллу осознать свои чувства, показать саму ситуацию как нормальную и поддержать ребенка, чтобы он понял, что напугал девочку, хотя и не желал этого, но, поговорив с ней, поможет им обоим чувствовать себя лучше.
Главный девиз этого кейса: Не спешим с выводами, а обсуждаем ситуацию вместе с ребенком.