Кейс-игра для родителей
«А как поступили
бы ВЫ?»
О кейс-игре

Отношения с родителями — это один из важнейших факторов, влияющих на формирование личности и характера ребенка. Дети часто берут в качестве примера модель поведения взрослых и делают выводы на основе ситуаций, в которых они взаимодействуют с родителями. Большинство мам и пап не придает значения мелким ежедневным конфликтам и не обращают внимания на то, как они разговаривают с детьми и за что их наказывают. 

С помощью разработанных психологами кейсов вы узнаете, какими последствиями для ребенка могут обернуться ваши привычные действия. Вы сможете проанализировать свой опыт общения с ребенком, разобраться в каждом конкретном случае и понять, как можно избежать тех или иных проблем. 

Развернуть
Работа с кейсами

Во время кейс-игры вам будут предложены типичные ситуации, связанные с воспитанием детей, и варианты их решения. Вам предстоит сделать выбор, как поступить в том или ином случае. 

Как решать кейс?

  • Выберите возраст ребенка — все ситуации разработаны с учетом возрастных особенностях детей
  • Внимательно ознакомьтесь с описанной ситуацией и вариантами ее решения
  • Выберите вариант, который считаете наиболее подходящим

По итогам решения каждого кейса вам будут предложены рекомендации по выбору наиболее конструктивных методов и приемов воспитания и моделям поведения в каждой конкретной ситуации, которые помогут действовать в интересах ребёнка и выстраивать с ним гармоничные отношения.

Проходить кейсы можно несколько раз, чтобы потренироваться в выборе наиболее гибких и подходящих решений.

Развернуть
Сколько лет вашему ребенку?
Полезные материалы
1Ситуация
Ситуация 1
Кириллу 6 лет. Сегодня вместе с родителями он идет на праздник в честь дня рождения своего друга. В приглашении, которое он получил заблаговременно, его предупредили, что праздник будет в пиратском стиле. В спешке Кирилл забыл свой костюм дома и понял это только сейчас. Кирилл очень расстроен и сообщает родителям, что они должны были напомнить ему о костюме, который остался висеть в прихожей. Скорее всего, в подобной ситуации вы бы сказали/поступили:
Варианты ответов:
Ваш ответ:
А
Сообщу Кириллу, что на праздник пригласили его и о костюме должен был помнить именно он.
В данном случае Вы справедливо напоминаете Кириллу о его ответственности. При этом подобные действия не способствуют разрешению самой ситуации, костюма по-прежнему нет. Осознание того, что именно он виноват в отсутствии костюма, может вызвать у него чувство вины, которое отрицательно скажется на его самооценке. Лучше будет помочь ему научиться самостоятельно искать выход в сложившейся ситуаций - например, вспомнить есть ли кто-то дома, возможно, он сможет привести костюм на праздник или передать с курьерской службой/такси. Не предлагая готовых решений, а совместно рассуждая, вы поможете Кириллу почувствовать себя находчивым и самостоятельным в этой и подобных ситуациях.
Б
Да, действительно, стоило помнить об этом условии. Оперативно схожу в ближайший магазин и куплю пиратские атрибуты, которые там найдутся.
При таком подходе Вы снимаете ответственность с Кирилла и принимаете решение исправить ситуацию своим силами. Скорее всего, элементы костюма удастся найти, но отсутствие предложений с его стороны не будет способствовать развитию самостоятельности и инициативности. Частое использование подобной тактики позволяет справляться с проблемами, но при этом может мешать его личностному развитию. Инициативность, предприимчивость и самостоятельность появятся, только если Кирилл сам или с помощью взрослого решит сложную для него задачу и почувствует положительный результат от собственных усилий.
В
Придется всем вместе поискать выход из сложившейся ситуации. Скажу, что каждый должен высказать 1-2 предложения, в том числе и Кирилл.
Предложение вместе решить проблему говорит о налаженной коммуникации между членами семьи. Такой подход будет способствовать развитию у Кирилла предприимчивости, самостоятельности и положительно скажется на его самооценке. В выбранном Вами варианте нет реакции на упрёк Кирилла (…сообщает родителям, что они должны были напомнить ему о костюме…). Такой подход позволяет не искать виноватых, а найти оптимальный выход из положения, это максимально эффективное и зрелое решение.
Г
Ничего страшного. Скажу, что уверен/а, не все ребята пришли в пиратских костюмах. Тем более на время игр будет удобнее без него.
Подобная реакция с Вашей стороны не усложняет проблему, но и не позволяет получить опыт ее конструктивного решения. Тот факт, что Кирилл забыл взять костюм, может быть поводом для обстоятельного разговора о правилах поведения в похожих ситуациях. Например, вместе составлять список того, что стоит взять с собой в поездку или всегда проверять место, из которого уходишь, на предмет случайно оставленных вещей.
2Ситуация
Ситуация 2
На празднике много детей, все веселятся и играют. Пришло время вернуться за стол. Кажется, родители именинника приготовили детям сюрприз. Именинник и большинство детей уже сели, но Кирилл продолжает бегать, демонстративно игнорируя призывы родителей остановиться. Скорее всего, в подобной ситуации вы бы сказали/поступили:
Варианты ответов:
Ваш ответ:
А
Встану и приведу его за стол. Дети часто заигрываются и перестают что-либо слышать.
Дети действительно увлекаются игрой и могут не замечать того, что говорят взрослые. При такой реакции Вам, конечно, удастся усадить Кирилла за стол с другими детьми, но вероятность повторения такого поведения останется. Скорее всего, Вам проще физически воздействовать на Кирилла, чем планомерно и последовательно выстраивать общение с ребенком.
Б
Ничего страшного. Если он увидит что-то интересное за столом, то сразу же подойдет.
Вы ориентируетесь на желания Кирилла в конкретный момент времени. Безусловно, это способствует развитию его раскрепощенности и внутренней свободы. Но это говорит о трудности выстраивания границ в общении с ребенком, что может усложнить его общение со сверстниками и  другими взрослыми.
В
Пойду и объясню, к каким последствиям приведет его игнорирование призывов родителей остановиться и вернуться за стол.
Такая стратегия поможет Кириллу сфокусироваться на Ваших требованиях, он действительно мог заиграться и не слышать их. Так Вы не ругаете и не заставляете его пойти за стол, а говорите о последствиях его решений. Последствиями может быть запрет на участие в следующей игре или даже уйти с праздника до его окончания, важно чтобы они были понятны ребёнку и оценивались как результат соблюдения или несоблюдения им договорённостей с Вами. Подобная тактика не является агрессивной, способствует развитию самостоятельности и помогает ребенку регулировать свое поведение.
Г
Подойду и уведу его из общего зала до тех пор, пока он не успокоится.
Если Вы займете такую позицию, то определенно покажете свое недовольство поведением Кирилла. Ваши действия могут быть расценены ребенком как агрессивные, и он может начать сопротивляться Вашей воле еще больше. Как правило, это влечет за собой нарастание конфликта и не ведет к решению проблемы и выработке умения договориться.
3Ситуация
Ситуация 3
Праздник продолжается. Дети играют. К родителям Кирилла подходит мама одного из детей и сообщает, что их сын в игре толкает других детей и не соблюдает правила. Она просит принять меры. Скорее всего, в подобной ситуации вы бы сказали/поступили:
Варианты ответов:
Ваш ответ:
А
Пожалуй, это уже чересчур! Выведу Кирилла из игры и заставлю сидеть с собой рядом до тех пор, пока он не успокоится.
Ваше решение удалить его из игры исключает возможный собственный выбор ребенка начать играть по правилам. Конечно, рядом с Вами он успокоится на некоторое время, но в таком случае родители выступают механическим «ограничителем» для Кирилла, что помешает развитию его самостоятельности и навыка саморегуляции в игре.
Б
Дети играют, и толкается наверняка не только один Кирилл. Не буду усложнять ситуацию. Дети разберутся сами.
Ваше решение не вмешиваться в ситуацию говорит о доверии к Кириллу. С другой стороны, игнорирование просьбы мамы другого ребенка может говорить о неспособности влиять на сына и предоставлении ему права не соблюдать чужие границы. Это, в свою очередь, может быть признаком неэффективных взаимоотношений с ребенком.
В
Позову Кирилла и попрошу объяснить, что там происходит на самом деле.
Подобный подход помогает наладить доверительные отношения, что будет хорошо влиять на самооценку ребенка и его общение с родителями. При этом в силу возраста дети не всегда объективны, и учитывая мнение одного ребенка можно ошибочно оценить ситуацию в целом.
Г
Понаблюдаю за детьми, поговорю с Кириллом и расскажу, что последует, если он не будет соблюдать правила игры и продолжит толкаться.
Выбор подобной тактики не говорит об отсутствии доверия, а свидетельствует о желании понять поведение Кирилла в игре, чтобы определить последствия, с которыми он столкнется, если нарушает правила на самом деле. Разговор о последствиях позволит Кириллу самостоятельно регулировать поведение в игре, ориентируясь на Ваши слова. Такая тактика развивает саморегуляцию Кирилла, не является агрессивной и способствует укреплению ваших отношений с ребенком.
4Ситуация
Ситуация 4
Праздник заканчивается. Дети пьют чай. Кирилл нечаянно задевает соседнюю чашку и обливает платье девочки, сидевшей рядом. От неожиданности девочка вскрикнула и заплакала. Ее папа быстро подошел и спросил, что случилось. Кирилл молча встает из-за стола и пересаживается к родителям, которые видели, как все произошло. Скорее всего, в подобной ситуации вы бы сказали/поступили:
Варианты ответов:
Ваш ответ:
А
Я заставлю его пойти и признаться. С его стороны это недопустимое проявление трусости.
Такое категоричное заявление с Вашей стороны направлено на развитие в мальчике сильных качеств. Но в силу возраста подобные черты характера только формируются, и насильственное принуждение к «смелому» поступку может нанести ему значительный вред. Вероятно, он испугался, и в первую очередь стоит поддержать его и только после этого предлагать извиниться. В случае, если он не может этого сделать самостоятельно, можно пойти вместе с ним, тем самым продемонстрировав положительный пример, который будет иметь больший успех, чем насильственный метод.
Б
С девочкой все в порядке. Если он сможет, то пусть подойдет и извинится. Если нет, то я самостоятельно объясню ситуацию.
В данном случае Ваше желание не принуждать Кирилла извиниться говорит о том, что вы считаете ситуацию незначительной – вы видели, что чашку Кирилл опрокинул случайно. Но решение проблемы без участия Кирилла не будет способствовать его эмоциональному развитию и не научит его правильно себя вести в подобных ситуациях.  
В
Пойду вместе с Кириллом к девочке и объясню, что это получилось случайно.
Данный выбор направлен на то, чтобы принести извинения девочке, которая действительно испугалась. Важно поговорить с Кириллом о его нежелании признаться, что это произошло по его вине. Это положительно скажется на его самооценке и умении самостоятельно разрешать подобные ситуации в будущем. Обратим внимание, что в этом возрасте это невозможно без помощи взрослых.
Г
Узнаю у Кирилла, почему он не признался. Видимо, он тоже испугался. После этого предложу ему пойти вместе и извиниться.
Ваш выбор свидетельствует о желании прояснить ситуацию и помочь Кириллу объяснить причины его же собственного поведения. Это определенно поможет ему почувствовать себя увереннее и спокойнее. Тот факт, что Вы не настаиваете, а предлагаете свое участие, положительно повлияет на развитие самостоятельности Кирилла. Подробный разбор ситуации без осуждения и совместный выход из нее научит Кирилла самостоятельно принимать взвешенные решения.
1Ситуация
Ситуация 1
Алисе 7 лет, в сентябре она идет в 1-ый класс. Сегодня она вместе с родителями поехала в магазин, чтобы купить новые вещи и школьные принадлежности. В отделе, где продаются рюкзаки, она увидела рюкзак с изображениями ее любимых героев из мультфильма. Он маленький и не подходит для школы, но Алиса требует именно его. Скорее всего, в подобной ситуации вы бы сказали/поступили:
Варианты ответов:
Ваш ответ:
А
Сразу куплю правильный рюкзак. Он должен быть удобный и вместительный. Неправильно подобранный рюкзак портит осанку.
Вы стремитесь купить «правильный» рюкзак. В этом случае желание Алисы выглядит незначительным, а сама девочка, скорее всего, смирится с Вашим выбором или вступит в спор. Ни один из вариантов не будет способствовать эффективной коммуникации между девочкой и родителями.
Б
Объясню Алисе, почему будет куплен рюкзак, который выбрала не она. В том числе, что это делается для ее же здоровья.
В данном случае Вы стремитесь объяснить «взрослые» причины покупки рюкзака, выбранного родителями. Как правило это не помогает, ведь на уровне чувств Алиса хочет именно его и всё равно будет расстроена, даже если формально согласится с Вашими доводами. В этом случае важно помнить, что чем более доступным, развернутым и понятным будет объяснение, тем проще ей будет принять Ваш выбор.
В
Не буду обострять ситуацию. Можно купить оба рюкзака, одним пользоваться для походов в школу, вторым для походов, например, на пикник.
Таким образом Вы принимаете компромиссное решение, которое почти удовлетворяет все стороны. Но если делать так постоянно, то Алиса начнет воспринимать такое решение проблемы как единственно правильное, что, конечно же, невозможно.
Г
Предложу отложить покупку рюкзака и поискать такие, которые будут удобными и вместительными, но с изображением ее любимых героев.
В данном случае Вы высоко цените желание Алисы наряду с необходимостью приобрести подходящий рюкзак. Так вы помогаете девочке ощутить свою значимость в процессе выбора. При этом Вы не ведете себя агрессивно, категорично оставляя право выбора за собой, и не идете у Алисы на поводу. Вы предлагаете найти третье решение, которое удовлетворит все стороны. Это позитивно отразится на развитии ваших отношений с ребенком, научит девочку самостоятельности и разовьет навыки общения.
2Ситуация
Ситуация 2
В отделе обуви Алиса примеряет туфли. На соседней скамейке сидит мальчик и балуется, не дает маме ногу для примерки ботинка. Мама его предупреждает, что устала и хочет уже наконец что-то выбрать, но он продолжает убирать ногу. Мама встает и дергает его за ухо. Мальчик начинает плакать. Алиса подходит к нему и начинает успокаивать. Скорее всего, в подобной ситуации вы бы сказали/поступили:
Варианты ответов:
Ваш ответ:
А
Не стоит вмешиваться в чужие дела. Позову Алису обратно, мальчик успокоится и без нее.
Вы стремитесь избежать возможных последствий, связанных с проявлением сочувствия Алисы. Дети в ее возрасте проявляют чувства достаточно непосредственно, и если мешать им, то это может повлечь за собой эмоциональную скованность. Прояснение ее собственных чувств и мотивов ее поступка положительно скажется на эмоциональном развитии девочки.
Б
Подожду, когда мальчик успокоится, а Алиса подойдет обратно, и спокойно продолжим примерку.
В этом случае Вы не препятствуете желанию Алисы проявить сочувствие, но и не даете ей обратной связи, когда она возвращается. С одной стороны, это может быть признаком доверительных отношений и того, что Алиса поступила нормально. С другой стороны, Ваши комментарии могут помочь Алисе по-другому увидеть ситуацию и лучше понять причину агрессивного поведения мамы мальчика.
В
Похоже, что мальчик сам виноват. Позову Алису обратно и сообщу ей об этом.
В данном случае Вы препятствуете проявлению сочувствия со стороны Алисы, объясняя это тем, что тех, кто сам виноват, не жалеют. Агрессивная трактовка ситуации может отрицательно повлиять на представление Алисы об общении детей и взрослых. Обсуждение ситуации без упрека, с возможностью для Алисы объяснить свой поступок позволит развить Ваши отношения с ребенком и найти более гуманные варианты реагирования в подобных случаях.
Г
Подожду, когда Алиса вернется, и скажу ей о своем мнении и чувствах по поводу ее поступка.
В этой ситуации Вы выбираете открытую коммуникацию, основанную на чувствах, а не оценке поступка мальчика, его мамы и самой Алисы. Это определенно поможет ей лучше понять поведение всех участников ситуации. Это наилучшая реакция со стороны родителей, т.к. не содержит агрессии, является развивающей и направлена на формирование положительной самооценки у Алисы.
3Ситуация
Ситуация 3
Магазин, в котором Алиса находится вместе с родителями, достаточно большой, в нем есть много разных отделов, кинотеатры, кафе и комната для игр. Алиса говорит, что хочет в кино, тем более родители давно обещали сходить всем вместе в кинотеатр. Поход в кино именно сейчас совершенно не входит в планы. Алиса начинает настаивать, громко протестовать и отказывается отходить от кинотеатра.
Варианты ответов:
Ваш ответ:
А
Скажу, что в кино мы обязательно пойдем в следующий раз, а сейчас необходимо заняться покупками.
Таким образом вы сделаете запланированные покупки, но желание Алисы проигнорируете. Если прибегать к такой тактике часто, Алиса может начать считать свои желания незначительными и может проецировать это ощущение на себя в целом. Откладывание или перенос будет эффективен в случае, если день и время похода в кино будут сразу же точно оговорены.
Б
Напомню Алисе, что в магазин мы пришли за конкретными вещами и, пока они не куплены, отвлекаться не станем.
Отсылка к изначальному уговору поможет Алисе соотнести внезапно появившееся желание с первичной целью похода в магазин. Подобная тактика способствует развитию самостоятельности и саморегуляции Алисы. Тем не менее, обещание пойти в кино, данное ранее, тоже должно быть выполнено.
В
Ее все равно не переспоришь. Пойдем в кино, тем более, что мы действительно ей это обещали.
Подобная реакция с Вашей стороны возможна, если времени достаточно, но в данной ситуации есть основная задача – купить школьные вещи. Внезапное отступление от нее может показаться незначительным, но при регулярном использовании подобной тактики ребенку сложно научиться организованности и концентрации на достижении определенной цели.
Г
Объясню Алисе, что если она решит пойти в кино, то остальные покупки для школы будут сделаны без ее участия.
В данном случае Ваше решение озвучить последствия выбора, который может сделать Алиса, поможет ей лучше оценить ситуацию и соотнести ее со своими желаниями. Таким решением Вы способствуете развитию у Алисы самостоятельности и организованности. Данное решение не является агрессивным и категоричным, напротив, свидетельствует о хороших взаимоотношениях с ребенком и использовании правильных приемов воспитания.
4Ситуация
Ситуация 4
Магазин, в котором родители Алисы совершают покупки, большой, состоит из нескольких этажей. В какой-то момент родители заметили, что Алисы нет рядом. Они смотрят в разные стороны и не видят ее, начинают звать, но она не откликается. Родители начинают сильно беспокоиться и искать ее. К счастью, достаточно быстро Алису заметили около большого аквариума, она наблюдала за рыбками. Скорее всего, в подобной ситуации вы бы сказали/поступили:
Варианты ответов:
Ваш ответ:
А
Скажу Алисе, что она очень сильно напугала родителей своим поступком. В магазине можно легко потеряться, поэтому теперь она будет держать папу или маму за руку.
В этой ситуации Вы испытали чувство страха и пережили сильный стресс. Тот факт, что Вы сообщаете о своем испуге, – признак хорошей коммуникации, но при формулировке «ты нас сильно напугала» у Алисы может возникнуть чувство вины. Обвинения другого в своих переживаниях лучше избежать. Категоричное утверждение «теперь ты должна держать папу или маму за руку» является правильным, но выражено слишком резко и безапелляционно. Алиса может расценить это как наказание.
Б
Расскажу Алисе, как сильно мы испугались, потеряв ее из виду. Договорюсь с этого момента находиться рядом или держаться за руки.
Ваше сообщение о своем испуге в данной формулировке является не обвинением Алисы, а адекватным выражением собственных переживаний. Подобная тактика является лучшим решением в подобных ситуациях. Ваше желание не насадить правило, а выработать его совместно становится примером принятия взвешенных решений. Данная тактика максимально безопасна и эффективна для развития самостоятельности и организованности Алисы.
В
Подобные проступки должны пресекаться. За то, что она ушла без предупреждения, последует соответствующее наказание.
Принятие такого решения свидетельствует о сильном испуге и желании не переживать подобный стресс в будущем. Тем не менее это достаточно агрессивная реакция. Алиса не хотела напугать родителей, и наказание в данном случае останется для нее непонятным. Вероятно, она будет держаться рядом с родителями, но лишь из-за опасения наказания.
Г
Обниму ребенка, покажу, что мы очень рады ее найти. Попрошу больше не отходить от нас.
Выражение радости от того, что Алиса нашлась, максимально безопасно для ее самооценки. Подобная тактика будет эффективной с детьми достаточно взрослыми и сознательными. Для большинства детей мягкая просьба, а не совместная выработка решения может привести к повторению подобной ситуации. Проявление радости лишь часть испытанных Вами чувств. Необходимо в безопасной форме сообщить о пережитом испуге и о том, как его можно избежать в будущем.
1Ситуация
Ситуация 1
Денису 8 лет, у него есть младший брат. Родители предлагают ребятам помочь выбрать место для небольшого совместного похода на выходных. Для этого в интернете они открывают фотографии и описание тех мест, до которых удобно добираться на машине. Младший брат с удовольствием соглашается, но Денис говорит, что ему все равно и выбирать место он отказывается. Скорее всего, в подобной ситуации вы бы сказали/поступили:
Варианты ответов:
Ваш ответ:
А
Оставлю несколько финальных вариантов, из которых Денис выберет.
Это достаточно противоречивое решение. С одной стороны, основные варианты определены и Денису предстоит сделать решающий выбор. Это положительно скажется на его самооценке. С другой стороны, остается не понятным, почему Денис принял решение не участвовать в выборе места. Ваши действия, скорее всего, являются непроизвольной манипуляцией, а не попыткой конструктивно разрешить ситуацию.
Б
Выясню, почему он не хочет выбирать место. Возможно, у него есть на это веская причина.
В данном случае Ваши действия направлены на развитие доверительных отношений. Они не являются слабыми или агрессивными. Желание родителей понять истинные мотивы Дениса поможет установить позитивный контакт и обогатит опыт ребенка в принятии решений.
В
Пожалуй, стоит настоять на том, чтобы он принял участие в выборе места сейчас. Поход — это командная работа, и начинается он с совместного выбора места.
Принуждение, возможно, позволит включить Дениса в общую работу. Истинные причины его нежелания остаются непрояснёнными. С точки зрения Дениса, ситуация выглядит достаточно враждебно по отношению к нему, что не способствует выстраиванию доверительных отношений с родителями.
Г
Не стоит создавать проблему в начале общего дела. Он сможет поучаствовать в командной работе на следующем этапе.
Подобное решение может свидетельствовать о доверительных отношениях между Денисом и родителями. Но невнимание к причинам его поступка может говорить о нежелании родителей «копнуть глубже» и выяснить истинные чувства и желания ребенка.
2Ситуация
Ситуация 2
Поездка до места назначения прошла успешно. Денис вместе с братом собирает палатку. Палатка большая, и у них не все получается с первого раза. Младший брат Дениса не успевает за братом, ошибается, и Денис резко просит брата уйти, потому что тот неумеха и он один быстрее соберет палатку, чем они вдвоем.
Скорее всего, в подобной ситуации вы бы сказали/поступили:
Варианты ответов:
Ваш ответ:
А
Похоже, что Денис прав, в одиночку он соберет палатку быстрее. Лучше дам младшему брату задачу по возрасту и силам.
Возможно, так получится собрать палатку быстрее, но такое решение не будет способствовать развитию отношений братьев. Утверждение Дениса в качестве более компетентного и умелого достигается в данном случае за счет младшего брата, что само по себе не является правильным.
Б
Не стоит обзывать кого-то за неудачу. Попрошу Дениса быть более терпимым к младшему брату.
Вербальная агрессия является негативным проявлением. Возможно, просьбы быть более терпимым будет достаточно, но важно понимать, что нелестное выражение в адрес брата говорит о проблемах в их отношениях. Скорее всего, лучше помочь им в совместной деятельности.
В
Нужно скоординировать их работу. Вмешаюсь и пойду ребятам на помощь.
Тот факт, что Денис обозвал брата, – признак кризиса в их отношениях. По-видимому, у них еще недостаточно подобного опыта и им требуется помощь взрослых. Подобное решение со стороны родителей поможет им довести дело до конца и ощутить свою состоятельность, также это научит их совместной деятельности необходимой в других ситуациях.
Г
Не буду вмешиваться в их работу. Уверен/а, этот опыт будет полезен для каждого из них.
Тактика невмешательства может говорить о доверительных отношениях с детьми. При этом явно игнорируется факт грубости со стороны Дениса. Вероятно, родители рассчитывают, что в конечном счете палатка будет собрана, но важно понимать, что в данном случае происходит принижение чувств и личного достоинства младшего брата.
3Ситуация
Ситуация 3
Вечером у костра Денис достал телефон и, похоже, начал играть или переписываться с кем-то из друзей. Родители замечают, что еще до поездки решили пользоваться телефонами только в случае крайней необходимости и больше общаться друг с другом. Денис говорит, что он с этим условием не соглашался, и продолжает сидеть в телефоне. Скорее всего, в подобной ситуации вы бы сказали/поступили:
Варианты ответов:
Ваш ответ:
А
Заберу телефон. Ведь сам он только и будет сидеть в нем в любой удобный момент.
Решительные действия могут привести к тому, что Денис не будет пользоваться телефоном и, вероятно, будет саботировать дальнейшее взаимодействие с родителями. Подобные действия не приведут к решению проблемы и не помогут налаживанию общения с сыном.
Б
Ничего не поделаешь. Похоже, что если он с условием не соглашался, то требовать от него его выполнения бессмысленно.
Таким образом вы уклоняетесь от решения проблемы. Подобное поведение не нанесет вреда самооценке Дениса, но и не позволит ему увидеть ситуацию глазами родителей. В подобном случае стоит обсудить причины и последствия происходящего для всех членов семьи.
В
Поговорю о том, почему это условие появилось и из-за чего Денис его не принял.
Доверительная беседа, направленная на прояснение причин отказа от пользования телефоном, поможет Денису лучше понять мотивы родителей. Но этого может быть недостаточно для изменения ситуации. Стоит принять общее решение, которое будет распространяться на всех членов семьи.
Г
На правах родителей введу новое правило, которое будет касаться абсолютно всех. Пользоваться телефоном не более трех раз вдень.
На правах родителей вы можете принять такое решение. Его эффективность будет зависеть от того, насколько оно мотивированно и доступно для понимания братьев. Важно донести его до детей не как наказание, а как необходимую и разумную меру.
4Ситуация
Ситуация 4
Утром после завтрака Денис взял всю посуду и пошел к реке, чтобы вымыть ее. Он проявил инициативу. Такое проявление заботы стало для родителей неожиданным и одновременно приятным событием. Скорее всего, в подобной ситуации вы бы сказали/поступили:
Варианты ответов:
Ваш ответ:
А
Не буду обращать на это внимания. Он поступает ровно так, как и должен.
Резкая перемена в поведении Дениса явно удивила родителей. Оставив без внимания его поступок, Вы хотите подчеркнуть его естественность, но в данной ситуации Денис может посчитать это проявлением безразличия. Открытое выражение истинных чувств позволит Денису лучше понять Вас и соотнести свой поступок с чувствами окружающих.
Б
Поблагодарю его за такой поступок и придумаю какое-нибудь персональное поощрение.
Благодарность и поощрение являются хорошим стимулом для закрепления положительной формы поведения у детей. При этом чрезмерная эксплуатация такого подхода может привести к тому, что Денис может начать делать полезные поступки, ожидая поощрения, и не повторять их, если поощрение не предполагается.
В
Поделюсь с ним своими чувствами. Расскажу о приятном удивлении.
Это оптимальная стратегия, при которой Вы выстраиваете искреннюю коммуникацию с сыном, основанную на переживаемых чувствах. Подобная тактика станет хорошим опытом для всех членов семьи, положительно скажется на развитии самостоятельности в принятии решений и уровне самооценки Дениса.
Г
Выясню, что стало причиной такого поступка, возможно он хочет что-то получить взамен.
В данном случае Ваша реакция свидетельствует о внутренней тревоге и, возможно, обоснованном недоверии к Денису. Предвзятое отношение к мотивам сына может быть расценено им негативно и не будет способствовать желанию брать инициативу в следующий раз. В подобных ситуациях лучше рассказать о своих истинных чувствах, нежели пытаться проверить сына.