1Ситуация
Даше 3 года. На улице лето. Родители с Дашей собираются на прогулку на детскую площадку, где есть горки, песочница, качели и карусель. Она хочет выбрать себе одежду для прогулки самостоятельно. Недавно ей подарили новое праздничное платье, и она очень хочет пойти на улицу именно в нем. В этой ситуации наиболее подходящим вариантом будет (сказать/поступить):
Ваш ответ:
А
Объясню Даше, что праздничное платье лучше надеть, когда мы пойдем в гости или театр. На площадке ей в нем будет не удобно.
Б
Порадуюсь, что Даша выбирает одежду самостоятельно. Скажу, что на площадку в нем мы уже не сможем пойти и нужно выбрать подходящее место для прогулки.
В
Не стану препятствовать ее самостоятельности. Ничего страшного не случится, если она выйдет на улицу в платье.
Г
Скажу, что праздничное платье не подходит для катания с горок, помогу надеть ее любимую футболку, штаны и точка. Даша еще маленькая и не может решать такие вопросы самостоятельно.
2Ситуация
Пока родители закрывали дверь, Даша нажала кнопку и вызвала лифт. Двери открылись, в лифте находятся незнакомые люди. Даша заходит в лифт и говорит, что родители сейчас придут и она вместе с ними пойдет на улицу. В этой ситуации наиболее подходящим вариантом будет (сказать/поступить):
Ваш ответ:
А
Я выведу Дашу из лифта и сделаю ей нагоняй, чтобы она запомнила, что в лифт нужно заходить только с родителями.
Б
Поздороваюсь с людьми и поблагодарю их за ожидание. Скажу, что Даша очень инициативный ребенок.
В
Ничего не буду предпринимать. Не стоит заострять внимание на ситуации, когда ничего не произошло.
Г
Спустившись на первый этаж, объясню Даше, к каким последствиям это может привести. Детям нельзя пользоваться лифтом.
3Ситуация
На площадке много детей. Даша очень любит качаться на качелях. Она ждет, когда кто-нибудь перестанет качаться и одни из них освободятся. Даша ждет достаточно долго, но, похоже, никто из детей не собирается останавливаться. В этой ситуации наиболее подходящим вариантом будет (сказать/поступить):
Ваш ответ:
А
Не буду ничего предпринимать, рано или поздно кто-то перестанет качаться и Даша займет его место.
Б
Я переключу ее внимание. Подойду к Даше и напомню, что на площадке есть еще много других развлечений.
В
Подойду к качелям и попрошу детей, которые уже долго качаются, уступить ей место. Даша еще маленькая.
Г
Уточню у Даши, действительно ли она хочет, чтобы ей уступили место. Если это так, помогу ей рассказать другим ребятам о своем желании.
4Ситуация
В песочнице дети играют с ведерками, совками, формочками и другими игрушками, которые принесли с собой. Мальчик пытается взять ведерко. Даша не дает мальчику свое ведерко, хотя тот очень просит, она отвечает ему: «Нет, оно мое. Хочу играть сама». В этой ситуации наиболее подходящим вариантом будет (сказать/поступить):
Ваш ответ:
А
Пожалуй, нужно настоять, чтобы Даша уступила ведерко мальчику хотя бы ненадолго. Дети всегда играют в игрушки друг друга.
Б
Не буду вмешиваться. Они сумеют договориться самостоятельно.
В
Вместе с Дашей объясню мальчику, почему она не хочет делиться и пока что будет играть с ведерком самостоятельно.
Г
Постараюсь найти третье решение и помогу им начать игру, где ведерком смогут пользоваться оба ребенка.
Выводы:
В первом эпизоде желание Даши отправиться на площадку в праздничном платье совершенно понятно, оно ей нравится, и она хочет пойти именно в нем. Скорее всего, она его испачкает, но категоричный запрет родителей хоть и спасет платье, но не поможет Дашиному развитию. Лучше всего рассказать о последствиях ее выбора и предложить пойти в платье, но в более подходящее ее наряду место. В такой ситуации Даша может самостоятельно решить, что для нее важнее – остаться в платье или пойти на площадку. Обратим внимание, что Даша может предложить альтернативное решение, например, пойти на площадку, но не кататься на горках и не играть там, где платье может быть испорчено.
Во втором эпизоде Даша вызывает лифт и заходит в него, несмотря на то что в кабине находятся незнакомые люди. Это опасная ситуация, которая не должна остаться без внимания родителей. Именно они отвечают за безопасность ребенка и должны обеспечить контроль за ним. Из-за испуга и желания пресечь подобные действия родители часто реагируют агрессивно, вплоть до физического воздействия. Этого делать не стоит, так как ребенок может просто начать бояться пользоваться лифтом или быть наказанным за ошибку. Лучше всего сообщить о своих чувствах и проговорить правила пользования лифтом. Договориться, что будет в случае их нарушения (например, будем подниматься по лестнице).
В третьем эпизоде Даша долго стоит около качелей и, скорее всего, не решается сказать другим детям, что тоже хочет качаться. Не стоит в подобных ситуациях сразу же предпринимать решительные действия, в таком случае развивающий эффект от ситуации сходит на нет. Лучше всего помочь Даше самостоятельно озвучить свое желание, это будет хорошей профилактикой застенчивости, которая иногда перерастает в нерешительность. В то же время не стоит подталкивать саму Дашу к решительным действиям, если она к этому пока не готова.
В четвертом эпизоде Даша не хочет делиться с мальчиком своим ведерком, что нормально для детей в таком возрасте. Ребенок может уступить игрушку под нажимом родителей, но в следующий раз он постарается удержать ее с еще большей силой. Уважительное отношение к желаниям ребенка и его чувству собственности должно сочетаться с развивающей позицией взрослых, которые учат ребенка взаимодействовать с детьми.
Главный девиз этого кейса: Демонстрируйте внимание и уважение к желаниям ребенка.