Пожалуй, трудно найти человека, которому не знакома игра в «дочки-матери». По мнению психологов, во время этой игры дети воссоздают систему семейных отношений, примеряют на себя роли разных членов семьи, отыгрывают конфликты по отношению к тем или иным ситуациям. Возможно именно этим руководствовались законодатели, которые с 01 сентября 2012 года установили обязанность прохождения специальной подготовки в целях обеспечения психолого-педагогической и правовой готовности граждан к приему в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Но еще задолго до того, как условие прохождения такой подготовки стало обязательным, в крупных городах стали появляться школы приемных родителей. Это подтверждает тот факт, что такие курсы нужны и полезны.
«К сожалению, многие замещающие семьи, которые берут детей из детских домов, даже не предполагают о тех трудностях, с которыми они могут столкнуться, - говорит заместитель директора казенного учреждения Омской области «Центр поддержки семьи» Зайцева Ольга Валерьевна. - Дети, которые растут в детском доме - дети особые, сложные и зачастую пережившие психологическую травму, к ним нужен особый подход, забота, внимание, нежели к обычным детям. Но многие опекуны/попечители, приемные родители, усыновители не до конца это понимают. Чтобы разобраться в вопросах возрастных особенностей детей, этапах адаптации приемного ребенка в семье, возможных трудностях и проблемах психологического и юридического характера и существует Школа приемных родителей».
На этих курсах родителям, которые имеют намерение усыновить (или взять в семью) ребенка, помогают, прежде всего, решить, готовы ли они к такому ответственному шагу в своей жизни.
«В красноярском крае практика работы Школы приемных родителей с 2002 года показывает, что будущие родители в ходе подготовки нередко принимают решение на время (или навсегда) отказаться от принятия в семью ребенка, осознав свою неготовность, - говорит Ольга Абросимова, директор краевого Центра развития семейных форм воспитания. - Преподаватели нашей Школы приемных родителей считают это тоже положительным результатом работы, так как одна из главных задач школы – профилактика вторичных отказов. Очень важно, чтобы будущие родители заранее разобрались и определились со своими желаниями, потому что очень трудно быть честным с самим собой, в этом семейные, детские психологи, юристы, социологи, медицинские работники – преподаватели школы, стараются помочь будущим замещающим родителям. Помочь принять правильное, максимально взвешенное решение – наша главная цель, потому что за этим решением стоит судьба ребенка».
Специалисты таких школ подскажут, какие документы необходимо подготовить, сколько действительны конкретные справки. Это сэкономит время на поиск необходимой информации.
Школы приемных родителей работают не только с потенциальными усыновителями, но и с теми, кто уже состоялся как родитель. Важно не только подготовить потенциальных усыновителей, но и сопровождать приемные семьи. Родителям очень важно иметь возможность получить разовую консультацию специалиста по конкретной проблеме. Кроме того, даже те родители, в чьих семьях уже есть усыновленный ребенок, и они освобождены от прохождения таких занятий, находят на них нужную для себя информацию. Темы занятий раскрываются не только с помощью лекций и ответов на вопросы. Очень полезно и познавательно участие в ролевых играх, круглых столах, просмотр видеофильмов, общение с опытными приемными родителями.
Вполне логично, что в после прохождения курсов должен быть контроль знаний. Как говорит Директор областного государственного автономного образовательного учреждения «Центр психолого-медико-социального сопровождения» Михайлова Валентина Николаевна (Иркутская область), на заключительном занятии проводится оценка усвоения курса подготовки граждан по индивидуальным билетам. Далее совместно с гражданами подводится итог и оценка степени успешности работы в Школе, обмен мнениями. Успешность усвоения полученных знаний у всех кандидатов разная, но практически все правильно отвечают на вопросы индивидуальных билетов.
Существуют разные и даже диаметрально противоположные мнения по поводу необходимости и обязательности подготовки замещающих семей.
Мы спросили у прохожих на улице какими качествами должны обладать люди, решившиеся взять ребенка из детского дома, знают, что такое «Школа приемных родителей» и какую пользу она может принести будущим родителям.
Несомненно, инициатива государства о введении «Школы приемных родителей» важна и полезна обществу, но, к сожалению, эта тема не так сильно интересна СМИ, задача которых, на наш взгляд, поддержать ее и разнести в широкие массы.
Ведь, без сомнения, эти занятия важны и полезны, если даже половине слушателей курсов полученные знания помогают безболезненно пройти период адаптации и сделать счастливыми детей, которых в этой маленькой жизни уже предали или которые уже знают, что такое горечь утраты. Именно от сегодняшних детей зависит то, каким будет наше будущее. От детей, которых не нужно делить на своих и чужих, ведь каждому малышу нужна забота и любовь пусть и не кровных, но близких людей.