Вопрос специалисту

Семейные традиции и обычаи коренных народов России


У каждого народа мира есть свои особенности, которые для него - абсолютно нормальны и обыденны, но очень удивляют человека стороннего. 

Предлагаем вам ознакомиться с традициями и обычаями малочисленных коренных народов России.

Гостеприимство, почтение и уважение к старшему поколению, патриархальный семейный уклад, любовь к детям, бережное отношение к своим истокам - традиции, которые объединяют все народы.              

Обычаи и традиции ненцев

октябрь2.jpg

В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах бережно сохраняется уникальная культура коренных жителей, традиционный образ жизни и хозяйствования в тундре.  Для народов Севера олень является национальным символом, символом благополучия рода, достатка и свободы.

Культура северных жителей сегодня воспринимается настолько экзотичной, что не верится, что в век высоких технологий где-то на краю земли, а именно так переводится слово «Ямал» с ненецкого, люди до сих пор живут в чумах и кочуют.

  • Гостя обязательно усадят за стол в чуме. 
  • Подливать в стакан хозяин дома будет до тех пор, пока гость не перевернёт чашку вверх дном.
  • За столом нельзя петь, помогать убирать со стола. 
  • За возведение домов у ненцев отвечает исключительно «слабый пол». И кстати, если пастбище для оленей плохое, то чум приходится  устанавливать не реже трёх раз в неделю. 
  • Дети в тундре играют клювами птиц.

октябрь3.jpg

Традиционная ненецкая кукла нухуко сделана из клюва, который играет роль головы куклы, с пришитыми к нему разноцветными лоскутами сукна в качестве туловища. Куклы из утиного клюва — женщины, а из гусиного — мужчины.

  • Детям и даже собакам нельзя рыть и как-либо повреждать землю, играть с огнём и водой (особенно бить по ней палками).

Обычаи и традиции ханты и манси

октябрь4.jpg

  • Особое место в традиции занимает медведь, и отношение к мясу священного животного — особенное. Кости нельзя рубить, надо разделывать тушу по суставам. Рвать медвежатину зубами за столом — значит обижать медведя, поэтому мясо заранее разрезали на мелкие куски. Эти кусочки даже руками брать нельзя — только специально сделанными деревянными палочками. Ханты и манси верят: соблюдение этих правил позволит их грозному предку возродиться после смерти.
  • У манси не принято учиться плавать. Считается, что если человек тонет — его забирает к себе дух-хозяин воды. По этой же причине не принято спасать утопающих.
  • В культуре ханты и манси важное значение имеют растения, в частности, деревья. Каждое из деревьев символизирует свою часть бытия. Некоторые растения священны, и находиться рядом с ними запрещено, через некоторые запрещалось даже переступать без разрешения, другие же наоборот оказывали благоприятное воздействие на смертных.  

Обычаи и традиции води

октябрь5.jpg

Води проживают в деревне Лужицы Ленинградской области. 

  • Чтобы всё в доме было хорошо, надо полить южную стену своего дома кровью только что забитого барана. Таким образом проходил обряд приношения жертвы духу дома.
  • Идя в лес, нельзя надевать красное. Красный цвет может вызвать отрицательную реакцию со стороны лешего.
  • Нельзя петь в лесу. «Леший этого не любит. Начнёт кружить».
  • Издавна водь ела положив еду только на скатерть, даже если эта скатерть была расстелена на полу. Скатерть – разграничитель мира живых и мира мёртвых, откуда приходят все болезни и несчастья.
  • Брачный возраст наступал у мужчин в 15, а у девушек в 14 лет. О желании жениться парень в первую очередь сообщал священнику для того, чтобы узнать позволяет ли ему степень родства взять избранную им невесту. Затем жених сватал девушку без ведома её и его родителей. Священник обручал молодых и после этого сам объявлял о свадьбе. Узнав об обручении, мать невесты поднимала шум в доме, хватала невесту за косу и держала её до тех пор, пока жених не обрезал ей волосы. Затем мать невесты отдавала жениху волосы дочери и говорила: «возьми косу вместе с головой, будь ее господином, а она да будет твоей рабой».   

Обычаи и традиции вепсов

октябрь6.jpg

Вепсы проживают в Республике Карелия и в Ленинградской области. У вепсов много примет, запретов и обрядов для земледелия и скотоводства, поверий со строительством дома.

  • Они верили, что между пастухом и «хозяином леса» - духом, существовали взаимные обязательства: хозяин леса не трогал стадо, если пастух давал ему в жертву одну или две коровы или же кого-либо другого, в зависимости от вида скота.
  • Для пастуха существовал целый ряд запретов, к примеру: запрещалось ломать в лесу ветки, есть ягоды и грибы, убивать птиц и животных.
  • Для хозяек тоже существовало много запретов, которые испокон веков соблюдались, для того чтобы был большой удой: запрещалось мыть наружное дно горшков, в которые доили молоко, наливать молоко на ложку и т. д.

У многих элементов костюма были обрядовые функции, пояса служили оберегами, носили их постоянно. Новобрачные боялись порчи, для защиты подпоясывались под одеждой рыболовной сетью, с завернутой в нее челюстью щуки. Распространен был обычай, во время которого молодую невесту вытирают подолом рубахи свекрови, чтобы привить послушание. Новорожденных заворачивают в рубаху отца или матери, чтобы усилить родительскую любовь.

  • В каждом доме тут пекут «калитки» — открытые пирожки с рисом или картошкой. Парят в печке репу — раньше это считалось неописуемым лакомством. Готовят олудь — местную брагу.

октябрь7.jpg

  • Первым средством от боли в спине считается топор: человека укладывают на полати в бане, накрывают березовым веником и простукивают обухом больное место. 
  • У многих элементов костюма были обрядовые функции, пояса служили оберегами, носили их постоянно. Новобрачные боялись порчи, для защиты подпоясывались под одеждой рыболовной сетью, с завёрнутой в неё челюстью щуки.
  • Распространён был обычай, во время которого молодую невесту вытирают подолом рубахи свекрови, чтобы привить послушание.
  • Новорожденных заворачивают в рубаху отца или матери, чтобы усилить родительскую любовь.  

Обычаи и традиции абазинов

октябрь8.jpg

Абазины — один из древнейших народов Кавказа.

  • После свадьбы девушка переходила в дом мужа, соблюдая ряд правил: не навещать своих родных минимум год после свадьбы; избегать свёкров; супругам не называть друг друга по имени; в дневное время им нельзя находиться в одной комнате наедине; мужчинам запрещалось прилюдно проявлять чувства по отношению к детям, называть их по имени.
  • Абазинская знать зачастую отдавала своих детей на воспитание посторонним людям в другой аул, а также соседним народам — карачаевцам, ногайцам. Точно так же и абазины принимали на воспитание детей других национальностей. Сроки пребывания воспитанника в приёмном доме варьировались от нескольких месяцев до достижения совершеннолетия, замужества или женитьбы. К такой практике часто прибегали для прекращения кровной вражды. 

Для России, которая является многонациональной державой и домом для более 150 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей. 

© Книжная строка