Вопрос специалисту

Дочь играет только в свои игры. Переживаю за её социализацию

Дочь играет только в свои игры. Переживаю за её социализацию

Здравствуйте. У дочери длительная, постоянная проблема. Она играет только в свои игры. Грубо говоря, если к ней подходят дети и вливаются в ее игру (например в "съедобное-несъедобное" с ее мячиком), она с радостью играет, веселится. Дети переключились на что-нибудь свое -  она уныло встала на месте, с ними не побежала. 


И так всегда. Объясняет тем, что скучно. Предполагаю, что ей весело только тогда, когда она находится в центре внимания (по ее правилам или в качестве хозяйки игрушки). На равных - ей скучно. Как следствие - практически всегда одна. 

В школе (1 класс) девочка хотела с ней подружиться, предлагала играть в куклы на перемене. Моя дочь играла с таким кислым видом, что девочка на следующий день пошла играть с другой одноклассницей. 

Уже долго переживаю за социализацию, уже руки опускаются и отчаяние. Не знаю, что делать? Были у психолога, она проблем не увидела, посоветовала на игрушках прорабатывать проблемы. 

Еще есть проблема с садика, что постоянно моей дочери при построении надо быть первой (я уже и на куклах тысячу раз это проговаривала, устно объясняла, сказки на эту тему рассказывала) - бесполезно. Пока отпустило, после того как меня вызвала к себе завуч и пожаловалась в том числе на это. То, что меня по этой причине вызвали, видимо, впечатлило дочь.

Здравствуйте!

Насколько я понимаю, вы подозреваете, что у вашего ребёнка есть сложности с коммуникативными навыками и ярко выраженные лидерские склонности, которые мешают ей выстраивать равное общение с другими детьми.

Если говорить исключительно в таком контексте, то я присоединюсь к рекомендациям психолога, которые вы озвучили в своём письме. Люди не рождается с умением общаться, строить отношения, слушать и слышать друг друга. Коммуникативные навыки на то и навыки, что требуют развития. Не столько объяснения, указаний, сколько совместного времяпрепровождения с ребёнком за той деятельностью, которая поможет ему сформировать навык. Это как с уборкой комнаты: если просто объяснить ребёнку, что комнату нужно убрать, что кофту нужно положить в один ящичек, а носочки – в другой, он послушает, но вряд ли сделает. Просто потому, что навыка и умения осуществлять нужное поведение у него нет. Важно делать много раз что-то вместе с ребёнком, чтобы он понял как это делать, чтобы видел пример и выработал привычку с опорой на взрослого.

Поэтому важно продолжать помогать девочке развивать коммуникативные навыки, в том числе на куклах. Не столько объяснять, сколько моделировать в игровом пространстве те или иные ситуации, которые возникают у ребёнка в жизни, а дальше:

1. Показывать на примере своего героя, как их можно решить.

2. Предлагать девочке вместе разыграть разные варианты диалога, обсуждая плюсы и минусы каждого (у её линии поведения тоже есть свои плюсы, это нельзя не учитывать).

3. Просить у персонажа дочки помощи для своего персонажа, чтобы она сама могла придумать разные стратегии поведения в разных ситуациях.

Плюс, непосредственное общение с детьми также улучшает коммуникативные навыки. Например, на её Дне Рождения (обычно на таком празднике именинник должен общаться с гостями), на кружках или секциях (особенно полезными могут быть те, которые направлены на развитие эмоционального интеллекта или которые включают в себя командное взаимодействие).

Однако всё, что я написала выше, опирается только на ваше предположение, что вашей девочке нравится быть первой, быть в центре внимания, а в иных ситуациях она начинает скучать. По факту, есть много других причин, почему ребёнок может так себя вести.

Например, играет ли сейчас ваша девочка в ролевые игры? Или ей больше интересны игры с предметами (по типу съедобное-несъедобное)? Нет ли такого, что ей скучно не с детьми, а в тех играх, что ей предлагают другие дети (то есть акцент не на её положение в игре, а на то, что сами игры, в которые играют ровесники, ей скучны)?

Есть ли какие-то ещё особенности у вашего ребёнка, которые мешают ей социализироваться? Легко ли ей удаётся учиться в школе, выполнять требования, удерживать внимание?

Нет ли у неё специфических интересов, которые непонятны другим детям?

Говорила ли вам ещё что-то завуч о поведении или проявлениях вашей дочки, что вызывает у вас растерянность или тревогу?

Плюс, в желании быть первой при построении нет ничего страшного, также как и в сильной реакции, если вдруг это не случается. Получается ли у вас не только объяснить ей, что она не может быть первой всегда, что порой нужно уступать другим деткам, но и помочь ей прожить чувства, посочувствовать её грусти, нормализовать злость и обиду?

Поэтому свои рекомендации выше я бы предложила использовать в качестве опоры. Однако, на мой взгляд, стоит присмотреться чуть внимательнее к тому, что происходит с ребёнком.

Если мои вопросы во второй части ответа вызывают у вас дополнительную тревогу, если сейчас вы обращаете внимание ещё на какие-то особенности девочки, может быть полезно пройти диагностику или проконсультироваться у детского клинического психолога. Я не могу заверять на 100%, что это необходимо, потому что я не вижу вашего ребёнка и знаю о ней очень мало, только с ваших слов. Поэтому опирайтесь здесь на свои ощущения.

Плюс, если у вас возникнет потребность в очной консультации у психолога (например, чтобы убедиться в правильности моих рекомендаций и советов моей коллеги), на нашем Портале вы найдёте контакты бесплатных психологических служб в разных городах, куда можете обратиться за помощью: Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Всего вам доброго!

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»