Вопрос специалисту

Как договориться с упрямым ребёнком?

Как договориться с упрямым ребёнком?

Сейчас родители класса, где учится мой сын, написали коллективное заявление об исключении его из класса. Мамы девочек регулярно жалуются на оскорбления и агрессию со стороны моего сына. Толкает, обзывает, кричит в ухо. 


На уроках выкрикивает нецензурные слова, не реагирует на замечания учителя, делает назло, учиться не хочет, небрежный, хочет делать то, что нравится. Чтобы его обслуживали, кайфовать, играть в телефон.

Дома не выполняет мои просьбы переодеться, подстричь ногти, делать уроки. Реагирует с агрессией на замечания. Проблемы с детского сада с поведением у него. 

Посещали и психолога, и психиатра. Медикаментозно лечимся. Но чем дальше, тем хуже. Мы с его папой в разводе (сыну было 1.5 года, сейчас 10 лет). Я в браке с новым мужем, есть совместный ребенок 1 год. Мой муж спрашивает с него за все и требует порядка и выполнения всех просьб моих. Бывает, что и меня оскорбляет. К отчиму относится с ненавистью. Не принимает его, т.к он с него спрашивает. Наследственность от папы (он вспыльчив был, категоричен, агрессивен, обижал меня и мать), в сыне вижу многое от отца в поведении. Психиатр поставил диагноз СДВГ и расстройство поведения. 

Как договориться с упрямым ребенком? Он по-хорошему не понимает, когда объясняешь, что нужно учиться и хорошо себя вести.

Здравствуйте!

Сожалею вашей ситуации. Увы, какого-то идеального работающего инструмента или рецепта, который помог бы вам найти подход к ребёнку, не существует. Потому что каждая ситуация уникальна: индивидуальные сложности, которые стоят за СДВГ и расстройством поведения (особенно если мы имеем в виду ОВР), меняются от ребёнка к ребёнку.

Я могу предложить несколько рекомендаций. Какие-то из них вам подойдут, какие-то нет. Опирайтесь в этом на себя. Но лучше попробовать всё, что вы находите, что потенциально могло бы помочь.

1. Первое, на что хочу обратить внимание: ваша задача сейчас не в том, чтобы изменить ребёнка, а в том, чтобы налаживать с ним контакт.

На данный момент, возможно, вы стараетесь, всеми правдами и неправдами, заставить мальчика хорошо себя вести, учиться, не обижать одноклассников. Но часто дети с тем типом расстройства поведения, который, как я понимаю, описываете вы, делают всё ровно наоборот тому, чего от них хотят взрослые. То есть на любое ваше «А» в ответ приходит ровно обратное, «не-А».

Поэтому, на мой взгляд, может иметь большой смысл смещать акцент с того, что с ребёнком не так, где он плохо себя ведёт или не слушается, в сторону налаживания ваших отношений. Попробуйте, хотя бы на время и в порядке эксперимента, оставить всё, что мальчик делает неверно, в стороне и посвятить значительную долю сил на то, чтобы хорошо проводить время вместе, разговаривать, узнавать ребёнка. Повторю: что бы при этом ни происходило в его поведении.

Я предлагаю это ещё и потому, что любые наши коррекционные действия с детским поведением могут быть эффективны, когда в них мы опираемся на устойчивые и добрые отношения, которые уже сложились с ребёнком. Если таких отношений нет, если между вами постоянно есть напряжение, недовольство с вашей стороны и борьба с вами со стороны мальчика, вам просто будет не на что опираться, чтобы быть услышанной ребёнком, воспринятой им.

2. В построении отношений опирайтесь на правила позитивной педагогики. Вот некоторые из них:

- При высказывании как недовольства, так и одобрения, выделяйте поступки ребёнка, но не его личность.

Например, такие фразы как «негодяй», «как я от тебя устала», «ты портишь жизнь», «непослушный», «никто не будет с тобой дружить» не улучшат ситуацию. Возможно, вы их и не говорите, но это нормально, если иногда они проскальзывают. Однако важно постараться смещать фокус с личности именно на поведение. Например: «меня расстраивает то, как ты поступил», «я устаю разбираться, когда ты снова и снова делаешь другим детям больно», «мне бы очень хотелось, чтобы в школе у тебя были друзья, с тобой же очень интересно» и т.д.

- Проявляйте свою любовь в отношениях: проводите минимум 15 минут вместе каждый день, посвящая это время только ребёнку, причём желательно либо что-то обсуждать в тёплом ключе (книгу, мультфильм, игру, погоду за окном), либо делать вместе что-то приятное.

Понимаю, что этот пункт может быть непростым. Сейчас в семье достаточно много напряжения. Моё предложение может казаться вовсе чем-то бессмысленным и нереалистичным. Однако именно потому это и нужно сделать. Чтобы корректировать поведение, как я писала выше, мы должны сперва выстроить отношения. А выстроить отношения с ребёнком, любить его – это принимать его личность, что бы он ни делал, позитивно относиться к нему, вкладываться в хорошие отношения, в приятные моменты, даже если порой с ним жутко тяжело. Только это и способно потихоньку растапливать лёд.

- Введите ежедневные ритуалы: например, рассказывать друг другу перед сном о том, что вам понравилось в дне, а что нет, за что благодарны, а что вас расстроило. Но не в поведении друг друга, а в целом, в мире, в событиях, которые произошли. Обратите внимание, что ваша роль здесь – больше слушать и воспринимать, чем говорить о своих тревогах, однако и о себе рассказать тоже нужно. Соблюдайте разумный баланс: взрослые должны контейнировать детей, дети взрослых – нет.

3. Отрегулируйте границы дома.

Если ребёнок замечает слишком жёсткие границы, это может ухудшить его поведение. Например, требовать с мальчика выполнять все ваши просьбы – это нереалистично. Ребёнок, как и любой человек вообще, не может выполнять всё, что ему говорят. Иначе он лишается свободы (а это базовая потребность). У ребёнка с СДВГ и расстройством поведения такой подход к нему будет вызывать ещё больший бунт.

В семье обязательно должны быть установлены и проговорены вещи, которые жёстко запрещены или которые ребёнок должен делать. Однако должно быть и мягкие границы, возможности передоговариваться, а где-то – послушаться ребёнка и того, что хочет он.

4. Продолжайте принимать медикаменты.

Иногда детям, кроме препарата от СДВГ, выписывают противотревожные медикаменты. Если вам такое выписали, обязательно принимайте их. Это одна из линий лечения расстройства поведения. Даже если визуально вы не замечаете тревоги.

5. Продолжайте обращаться к специалистам.

Например, к детскому игровому психологу, нейропсихологу. Предлагайте ребёнку посещать группы (особенно где помогают развивать навыки общения). Всё это важно. И всё это помогает, но, увы, не сразу. Эффект от любого вашего вложения накапливается и проявится позже. Но это не значит, что ваши усилия уходят в пустоту.

Плюс, если у ребёнка есть сложности с поведением и как будто «глухота» к вашим словам, можно пройти курс у АВА-терапевта. Согласно исследованиям, данная программа коррекции также даёт позитивные результаты.

6. Заботьтесь о себе.

Это важно. От вас требуется колоссально много сил. И без внимания к себе, к своим потребностям выдерживать жизнь со «сложным» ребёнком однажды может стать невыносимо.

Ваш мальчик не просто упрямый. СДВГ и расстройство поведения – это диагнозы, которые говорят не только о психологических, но и о нейрофизиологических сложностях. То есть в нервной системе, в функционировании мозговых структур, в веществах, которые управляют нашими чувствами и реакциями, у вашего мальчика может наблюдаться дисбаланс, нарушения. Это более трудная история, чем просто ребёнок, который плохо себя ведёт. Конечно, на поведение вашего мальчика влияет и отношение к нему, и отношения в семье. Конечно, его поведение можно корректировать не только медикаментозно (но совместно с медикаментами). Однако нужно помнить: это не его выбор как-то себя вести, то, что с ним происходит, - ещё и результат работы его организма. Потому путь к коррекции его поведения и состояния будет длинным, и на нём вы раз за разом будете сталкиваться с откатами, регрессом. Хотя позитивные изменения вполне реальны, их можно достичь.

Пожалуйста, учитывая всё, что я написала выше, не забывайте о себе. И чутко следуйте наставлениям специалистов, к которым вы ходите. В перспективе они будут помогать. Хотя в моменте может казаться, что всё это бессмысленно и не имеет никакого результата. Дайте и себе, и ребёнку время.

Если понадобится, вы можете обратиться за бесплатной психологической помощью, в том числе для себя, в районные ресурсные центры. На нашем Портале есть их контакты, для удобства прикладываю ссылку: Учреждения социального обслуживания семьи и детей

И напоследок порекомендую литературу. Если есть время читать, вам могут быть полезны книги:

Каздин Алан «Трудный ребёнок. Как справиться с ним и с собой»

Росс В.Грин «Взрывной ребенок. Новый подход к пониманию и воспитанию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей»

Ирина Лукьянова «Экстремальное материнство. Счастливая жизнь с трудным ребёнком»

Желаю вам сил. Всего доброго.  

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»