Вопрос специалисту
Что стоит за детской агрессивностью?

Что стоит за детской агрессивностью?

Внешние признаки агрессивного поведения очевидны всем. На детской площадке это эдакий задира, из детского сада или школы он нередко приходит с «боевыми ранениями», бывает, замахивается и на маму с папой и так далее.

Однако за этими проявлениями могут стоять самые разные причины. «Истинная» агрессия» - лишь одна из них, встречающаяся у детей не так часто.

Памятка поможет верно оценить, в чем причина агрессивного поведения ребенка и какие меры будут эффективными для изменения ситуации.


Как проявляется? В каком возрасте? В чем причина? Что делать родителям?
Ребенок может делать больно маме, папе и другим близким, ломать предметы, рвать бумагу. На детской площадке может стукнуть сверстника, кидаться предметами и т.д. При этом он всегда внимательно следит за реакцией взрослых, за последствиями своего поведения. Все агрессивные действия производит без гнева, скорее, с любопытством и интересом. 6 мес.- 3 года Ребенок исследует мир, осознает границы «можно» и «нельзя» - Четко, последовательно и однозначно реагировать на нежелательные действия («Так делать нельзя», «Маме больно», «Если ты будешь специально ломать игрушки – мне придется их забрать» - и действительно забирать).
- Избегать при реакции лишних эмоций. Иногда у родителей неуклюжая попытка ребенка ударить вызывает смех, в другой раз – злость. Ребенок таким образом получает очень интересный материал для исследования: «А как они отреагируют в следующий раз?»
- При попытке ударить удерживать за руку, повторяя, что так делать нельзя. Уже с самого раннего возраста важно в этот момент понятно объяснять причины: «Мне больно, когда ты так делаешь», «Если ты будешь драться, дети не захотят с тобой играть» и т.д.
Ребенок, не имеющий опыта общения в кругу сверстников, может привлекать к себе внимание самым доступным способом – стукнуть, дернуть за волосы и т.д. Этот своеобразный способ вступления в контакт часто используют дети, испытывающее повышенное напряжение при общении. 2 – 6 лет Попытка вступить в контакт, желание обратить на себя внимание - Поговорить с ребенком о причинах его поведения, сделать их понятными для него самого («Ты не знаешь, как обратиться к Пете и предложить ему поиграть вместе?», «Тебе было скучно, потому что никто не играл с тобой?»).
- Учить ребенка неагрессивным способам вступления в контакт, проигрывать сложные ситуации общения.
Ребенок использует бранные слова, а также физическое воздействие при малейшем поводе. При этом не видно явной злобы, напряжения. Для него это просто привычный способ поведения в конфликтных ситуациях, который, скорее всего, применяется в его семье. 2- 12 лет Копирование модели поведения, принятой в семье - Проанализировать собственные способы разрешения конфликтных ситуаций, обратить внимание, не так ли вы общаетесь дома между собой и с другими людьми.
- Исключить любые способы телесного наказания, психологическое давление на ребенка – агрессия рождает агрессию.
Когда ребенок ударяет, обзывает кого-то, ломает предметы, видно, что его захлестывают негативные эмоции. Кулаки сжаты, лицо напряжено. Если такое поведение для ребенка типично, это может быть показателем различных психологических проблем. Если проявляется какое-то непродолжительное время, может быть реакцией на стресс или проявлением возрастного кризиса. 3-12 лет Внутренняя агрессивность, повышенное напряжение - Предоставить ребенку возможность выплеска негативных эмоций в социально приемлемой форме (бить боксерскую грушу или подушку, свободное рисование и так далее).
- Учить ребенка контролировать свои действия, осознавая свои эмоции.
- Проконсультироваться с психологом, чтобы выявить глубинные причины агрессивного поведения.


Евгения Лепешова, психолог