Вопрос специалисту

Как объяснить ребенку, что есть много сладкого вредно?

Как объяснить ребенку, что есть много сладкого вредно?

Добрый день, я не знаю, как справиться с ребенком. Проблема со сладким, много сладкого не даём, полного запрета нет, даём по чуть-чуть и убираем, чтобы не было соблазна. Но стоит только оставить в поле зрения - съест чуть ли не все. Объясняли, что много сладкого нельзя, рассказывали все подробности, что может случиться. Говорит, что понял, больше не будет, но хватает на день - два! Как с этим справиться? Были и запоры из-за этого, и высыпания, сам плачет потом, но продолжает. Что можно сделать или как ему объяснить, что это очень вредно для здоровья?

Здравствуйте!

Вопрос питания, еды – довольно скользкая тема, причем не только у детей, но и у взрослых. С одной стороны, наш организм имеет некие «базовые настройки» (такие как чувство голода и сытости, приверженность какой-то пище), которые важно не разрушить чрезмерным контролем и стремлением управлять пищевым поведением. А с другой, наш организм (и психика, и тело) заточены на жизнь в условиях дефицита еды. Изобилие продуктов питания, в котором мы живём, эволюционно нам не знакомо. Из этого вырастают такие сложности как переедание, склонность есть жирную, сладкую, модифицированную пищу.

Если я правильно понимаю, вы бы хотели, чтобы ваш ребёнок ел меньше сладкого. Ваше желание оправдано, я могу его понять. И вместе с тем, к сожалению, оно трудно осуществимо, потому что построено на ограничении. А наше тело и психика так устроены, что отвечают на ограничения желанием вернуть себе максимальный доступ к чему бы то ни было. Так происходит не только с едой. Возможно, вы замечали и по себе: стоит себе что-то запретить, как это «что-то» начинает хотеться ещё сильнее.

С детьми вопрос ограничений стоит ещё сложнее. В отличие от взрослых, детский мозг только развивается, созревает. Зоны, которые отвечают за самоконтроль, начнут осуществлять свою функцию плюс-минус приемлемо только к 6-7 годам. И то по-настоящему человек обретает возможность управлять собой лишь к 21-24 годам, когда префронтальная кора головного мозга завершает своё созревание. В 5 лет ребёнок не может следовать своим обещаниям, на 100% выполнять правила, он не может планировать будущее и не способен понять мотивы своих поступков или желаний. Просто потому что всё это – сложные психические функции, для реализации которых нужен определённый уровень зрелости мозговых структур.

Мне важно проговорить всё это, потому что сейчас, как я замечаю, вопрос сладкого дома становится не просто одной из задач, которую нужно решить, но уже вызывает негативные чувства. Вы переживаете, ребёнок плачет. В таком случае есть риск, что сладкое станет причиной больших мучений, психоэмоциональных сложностей, и у вас, и у ребёнка.

По идее, такого быть не должно. Еда – это всего лишь еда. Сладкое – всего лишь сладкое. Поэтому самая первая и самая главная моя рекомендация – попробуйте снизить значимость этой темы. Снять контроль с того, сколько ест ребёнок (насколько это возможно).

Действительно, существуют исследования, которые показывают, что потребление сладкого в больших количествах может негативно влиять и на психологическое, и на физическое самочувствие ребёнка. Однако есть и обратная сторона: ограничения в том или ином продукте всегда провоцируют огромную тягу к нему, переедания именно им, порой вплоть до зацикленности и постоянно крутящихся мыслей о еде.

Поэтому снять ограничения так важно. Однако я не предлагаю вседозволенность. Вкупе к первому и главному шагу я бы рекомендовала следующее:

1. Вы написали, что даёте по чуть-чуть и убираете во избежание соблазна.

В идеале, сладкое должно быть такой же едой, как и всё остальное. Не чем-то в виде вознаграждения или редкости, а просто определённым продуктом с определённым вкусом, который порой едят в завершении трапезы.

Поэтому, как и с другими продуктами, имеет смысл определить объём сладкого, который ребёнок может есть за день (а такой объём есть для всех продуктов, переесть морковью или бобовыми также вредно для пищеварения, как и шоколадом), и оставить весь этот дневной объём в доступе ребёнку. То есть идея не в том, чтобы предлагать по чуть-чуть от «порции», а в том, чтобы у ребёнка была возможность съесть ровно столько, сколько он захочет, хоть всю дневную порцию. Но с двумя допущениями: ограничена именно дневная порция (в поле зрения нет большего объёма, из которого она достаётся) и сладкое можно есть только после основного приёма пищи.

2. В вопросах пищевого поведения есть правило: если мы хотим уменьшить потребление чего-то, то мы не убираем это из своего рациона, а добавляем в рацион что-то другое.

Иногда тяга к сладкому связана с недостатком в рационе белков или углеводов. Иногда – с тем, что вкусовая чувствительность ребёнка только формируется, а в среде нет достаточного количества стимулов для этого. Например, дети сильнее восприимчивы к горькому вкусу, чем взрослые, поэтому с трудом едят овощи (для детей на вкус овощи более горькие, чем для взрослых). Если ежедневная еда не вызывает у ребёнка приятных впечатлений, тяга к сладкому может усиливаться.

Чтобы сладкое не было единственным вкусным блюдом, важно расширять спектр вкусовой палитры:

- Вводить в рацион ребёнка разные виды белков: и животные, и растительные. Пробовать разные сложные углеводы (сравнивать крупы между собой, тестировать макароны разных сортов) и жиры (то авокадо, то маслице, то арахисовая паста и т.п.).

- Пробовать вместе разные овощи, с разными соусами (идеальный перекус, который можно с утра ставить на стол, чтобы он был в лёгком доступе для ребёнка весь день: нарезанные палочки овощей, который ребёнок ест с удовольствием, 2-3 соуса к ним, чтобы макать, горсть орехов).

- Раз в неделю устраивать обед или ужин с каким-то новым вкусовым сочетанием: пробовать его всей семьёй, оценивать, обсуждать, совместно решать, останется ли это блюдо или продукт в вашем рационе, или нет.

- Искать сладкие вкусы в самых разных продуктах. Например, в свекле, батате, тыкве, запечённых фруктах, курице в карамелизированном соусе, сухофруктах. Это помогает снять с шоколадок и конфет такую большую ценность главного источника приятного вкуса.

- Превращать приготовление еды в совместное творчество. Опять же, не каждый день, но хотя бы раз в неделю можно устраивать обеды или ужины, которые вы готовите с ребёнком или всей семьёй. И это должно быть чем-то приятным, лёгким, интересным. Например, можно пробовать готовить новые необычные блюда, можно устраивать вечера кухни разных стран мира, можно готовить десерты из натуральных ингредиентов и т.д.

С одной стороны, такой подход будет требовать от вас чуть больше усилий. С другой, таким образом вы, как ни странно, снимите со сладкого сверзначимость, а быть может, ещё и найдёте новый вариант увлекательного совместного времяпрепровождения.

3. Всё, что связано с едой, не должно быть основным фокусом внимания в семье. И при этом всё, что связано с едой, должно быть в радость.

Общение в семье не должно сводиться к обсуждению еды. В вашем с ребёнком взаимодействии не должно быть так, что в больше чем 30 процентах разговоров вы укоряете его сладким.

И вместе с тем, приготовление и потребление еды должно быть наполнено позитивными эмоциями, лёгкостью, любопытством. Или, как минимум, быть чем-то нейтральным, просто способом напитать себя, набраться сил.

4. Еда не должна быть слишком нагружена другими функциями.

Еда – это источник удовольствия. И эту функцию с неё невозможно снять. Однако еда не должна быть единственным источником радости. Она не должна быть единственным способом приободрить или порадовать. Хорошо, если получается акцентировать внимание не только на вкусе еды, но и на хорошем вечере, приятной беседе, совместном времяпрепровождении. Это важно и для взрослых, и для детей.

В завершении мне важно уточнить: снятие ограничений со сладкого не означает полное отсутствие правил. Увы, учитывая, что человек эволюционно склонен к тому, чтобы переедать, разумные правила всё же должны быть. Например, сладкое лучше не делать перекусом. Его можно есть, но только после основного полноценного приёма пищи, где ребёнок обязательно съест хоть сколько-то белка, жиров, углеводов и клетчатки. Нежелательно заставлять ребёнка что-то есть, поэтому поиск вкусовых сочетаний, которые понравятся, может потребовать времени, усилий. Однако ваш вклад точно окупится.

И помните, пожалуйста, что в 5 лет ребёнку трудно самому себя ограничивать, останавливать. Он ещё не может нести полноценную ответственность за свои выборы, в том числе в еде. Поэтому, похоже, ему нужна ваша помощь и доброжелательное участие. Не чтобы жёстко ограничивать, но чтобы направлять, предлагать разное и расширять спектр вкусовых предпочтений через знакомство с новыми продуктами и их сочетаниями.

Желаю вам удачи! Всего доброго.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»